– Сергей Станиславович, для начала расскажите, в чем особенности принятого закона?
– В самом определении – государственно-частное партнерство – заложена суть этого документа. Фактически это любое взаимодействие государства и бизнеса по достижению поставленных целей. Например, при реализации крупных инфраструктурных социально-ориентированных проектов. Закон носит рамочный характер и предусматривает, что государственно-частное партнерство может быть воплощено в разных формах. При разработке и утверждении законопроекта Пермский край ориентировался на тренды, заданные федеральной властью, мы также проанализировали практику других регионов. Отмечу, что на уровне страны такой закон еще дорабатывается, и наш регион выступает пионером, создавая комфортные условия для развития взаимодействия бизнеса и власти.
– Какие формы государственно-частного партнерства вы можете привести?
– В широком смысле ГЧП – это деятельность по созданию какой-либо услуги. Эта услуга может быть любой. В первую очередь это муниципальный заказ, когда государство платит за определенный вид услуг. Это самая малая степень вовлечения бизнеса в государственные проекты. Далее по нарастающей – договор аренды, когда государство предоставляет муниципальную, региональную, федеральную инфраструктуру или помещения, для того чтобы частный бизнес мог создавать на этих площадках какие-то общественно значимые проекты. Следующий этап – концессия, которая отличается от аренды условием инвестирования средств со стороны арендатора. Затем, это приватизация, в ходе которой объекты выкупаются частным бизнесом, и государство передает все рычаги управления инвестору. Соответственно, в зависимости от степени ГЧП выбирается тип договора. Важно отметить, что принятый закон регулирует все виды государственно-частного партнерства, которые способствуют вложению инвестиций в различные сферы экономики Пермского края.
– Расскажите подробнее – в каких сферах принципы ГЧП наиболее востребованы?
– Главный вопрос сегодня – что нужно, чтобы привлечь бизнес к решению задач государства, в первую очередь социально значимых и инфраструктурных. По таким проектам в мировой практике достаточно давно сложился следующий подход: либо концессионное соглашение, либо соглашение с условием, что инвестор вкладывает средства, возводит объект и через установленный период передает его в государственную собственность. Такая практика применяется при строительстве социально-культурных объектов – детских садов, спортивно-оздоровительных центров. Из последних примеров такого рода – СК имени Сухарева, спорткомплекс «Прикамье».
– Каковы главные плюсы для государства и инвестора?
– Простой пример. В сегодняшних условиях построить детский сад можно за год. Но тогда и затраты будут понесены в этот же период. А если необходимо построить 20 детских садиков, а средств в текущем бюджете заложено только на один? Механизмы ГЧП позволяют возвести социальные объекты в сжатые сроки, но расплачиваться за них в течение 15-20 лет. То есть одновременно решается вопрос с обеспечением мест в дошкольных образовательных учреждениях и предоставляются гарантии инвестору по возврату вложений.
Как раз гарантии – одно из основных преимуществ государственно-частного партнерства в период экономической нестабильности. В отличие от ставшего недоступным банковского кредитного ресурса, уровни власти со своими бюджетами способны поддержать бизнес в трудные времена и при этом продолжить реализацию социально значимых инициатив. Государство – самый надежный заемщик.
В настоящее время у всех игроков рынка снижается денежная масса и падают объемы заказов. Возможность реализации проектов на основе государственно-частного партнерства – это путь для вовлечения в этот процесс коммерческих организаций, снижение социальной напряженности, поддержка спроса на потребление товаров и регионального производства. Соответственно, ГЧП работает на упреждение падения экономики в ближайшей перспективе.
Важно отметить, что ранее гарантии государства для бизнеса при участии в крупных проектах в Пермском крае ограничивались трехлетним сроком, так как бюджет принимается на 3 года. Закон о ГЧП позволяет учитывать долгосрочные гарантии перед инвестором, соблюдая баланс интересов. Важно понимать, что частник всегда рискует больше, и закон о ГЧП призван, в том числе, защитить его.
– Какие варианты такого партнерства реализует Пермский филиал «Волжской ТГК»?
– В течение нескольких лет наше предприятие реализует концессионное соглашение в городе Чайковский по эксплуатации муниципальных тепловых сетей. При этом филиал несет обязательства по реконструкции определенного объема теплопроводов ежегодно. Но таких примеров в стране немного, так как инвесторы не рискуют заходить в проекты по обслуживанию инфраструктурных объектов. И это связано, в первую очередь, с несовершенством российского законодательства.
Хотя в мире это уже давно сложившаяся практика. Например, в той же Франции есть две крупных компании, которые работают на условиях концессии по всему миру. Французское законодательство так устроено, что бизнес борется за право обслуживать муниципальную инфраструктуру, так как это выгодно.
Основное условие концессии – обеспечение инвестором вложений в арендуемую инфраструктуру. Большинство теплосетевых объектов было возведено в Чайковском в 70-е годы прошлого века, срок их службы – около 30 лет. На практике сейчас мы подошли к тому сроку, когда требуется модернизировать и строить новые объекты. Как раз государственно-частное партнерство позволяет реализовывать такие проекты. Это экономическая модель, которая работает и применяется во всем мире. В тоже время наш проект в Чайковском во многом экспериментальный, имеющий свои нюансы.
– В чем особенности концессии в Чайковском?
– Это уникальная территория – прекрасный город, река, современные жилые кварталы, и при этом здесь абсолютно не платят за тепло. В первую очередь, речь идет о различных посредниках в сфере ЖКХ – управляющих организациях. К сожалению, на протяжении пяти последних лет местная власть никак не реагирует на эту проблему. На недавней встрече с главой города обсуждалась эта тема, в частности, события четырехлетней давности, когда Чайковский остался из-за долгов без горячей воды. В этом году, с учетом сложившихся обстоятельств, это может повториться.
В городе действует группа управляющих компаний, занимающая 30% рынка управления жильем, которая при этом платит не более 30% от начислений за услуги отопления и горячего водоснабжения. Проблема не в жителях, а в отдельных управленцах, которые ставят под угрозу, в том числе, реализацию концессионного соглашения. На сегодня общая задолженность за тепловую энергию в Чайковском одна из самых серьезных в Пермском крае – более 800 млн рублей. Очевидно, что если бы проблему долгов удалось урегулировать и вернуть эти деньги, город мог бы получить значительные средства на развитие тепловой инфраструктуры.
– Сейчас на слуху Закамский проект, который также реализуется филиалом на основе механизмов ГЧП. Расскажите о нем.
– Безусловно, проект модернизации системы теплоснабжения Закамского теплового узла, который осуществляется совместно с правительством Пермского края и правительством России, является уникальным для страны.
В свое время в ходе поездки в Финляндию мы изучили организацию теплоснабжения города Хельсинки, который во многом является близнецом Перми: по протяженности сетей, количеству источников, климатическим особенностям. Но при этом у нас уровень рентабельности ноль, а у финских коллег 30%. Энергоэфффективность в Хельсинки примерно в два раза выше, чем в Перми: вдвое меньше сжигается топлива, тратится ресурсов и так далее. Этот очень полезный опыт мы решили применить в Перми.
За основу Закамского проекта был взят принцип повышения энергоэффективности всей теплосетевой инфраструктуры – как на жилом фонде, так и на тепломагистралях. В рамках проекта в Кировском районе Перми будет установлено более 1200 индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) – они регулируют параметры теплоносителя для конкретного взятого дома. Параллельно с этим из эксплуатации будут выведены устаревшие центральные тепловые пункты и самое главное – полностью заменены сети на участке от ввода в дом до тепломагистрали. Реализованные меры позволят сократить энергопотребление до 20%. В итоге это улучшит качество жизни порядка 138 тысяч жителей микрорайонов Закамск, Судозавод, Водника, а также поселка Крым.
Таким образом, от проекта выигрывают все. Энергетики сокращают износ и аварийность на тепловых сетях, оптимизируют затраты на производство тепловой энергии. Жители получают качественный ресурс, сокращают свое теплопотребление, а значит, и платежи за коммунальные услуги. Для государства – это социальный аспект: в регионе появляется территория с обновленной инфраструктурой, которая отвечает всем стандартам энергоэффективности и энергосбережения.
Добавлю, что проект в 2014 году был одобрен министром энергетики РФ Александром Новаком, ранее он получил хорошие отзывы от председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Завершить обновление Закамского теплоузла предполагается в течение двух лет. Кризисные явления в экономике, в частности, дорогой кредитный ресурс внесли свои коррективы. Однако сейчас мы совместно с Минэнерго РФ ищем механизмы финансирования проекта, в том числе прорабатываются варианты выделения средств из Резервного фонда РФ. Рассчитываем с высокой долей вероятности, что решение будет положительным.
– Насколько широки границы применения закона о государственно-частном партнерстве в Пермском крае?
– Ранее государство фактически не могло участвовать субсидиями, земельными участками, льготами в проектах определенного рода. Сейчас закон вносит полную ясность, является ли проект государственно-частным партнерством или нет. Далее, указаны методы и формы поддержки частных партнеров, сроки, а также предоставляемые государственными структурами гарантии. Теперь и для бизнеса, и для власти разработана карта действий, точнее, алгоритм предоставления гарантий. В этом, по моему мнению, преимущество и главное достоинство принятого закона.
– Какие еще примеры проектов, нуждающихся в механизмах ГЧП, вы можете назвать?
– Могу назвать с ходу: третий мост через реку Кама, автомагистраль от Перми до Екатеринбурга, строительство стадионов, детсадов, школ…
Например, по схеме ГЧП можно возвести новый железнодорожный вокзал. Часть площадей отдается бизнесу под строительство торгового центра, часть занимает сам инфраструктурный объект. Для инвестора ТРЦ это понятный объект с понятным уровнем потока покупателей и прибылью, а государство получает новый, современный вокзал.
– Возвращаясь к теме развития инфраструктуры: как кризисные явления влияют на ситуацию? Можем ли мы обеспечить импортозамещение и тем самым дать толчок новым проектам?
– Отвечу на примере нашей компании. Относительно тепловых сетей, где применяются трубопроводы, задвижки и насосы, – все оборудование выпускается либо российскими производителями, либо на совместных производствах, и потому в меньшей степени подвержено валютным колебаниям.
Что касается теплоисточников, то на одном из крупнейших объектов последних лет, Пермской ТЭЦ-6 , практически все оборудование поставлено концерном Siemens. Изменения стоимости евро в значительной степени утяжеляют расходную часть обслуживания такого оборудования. Но на новом блоке Пермской ТЭЦ-9, введенной в эксплуатацию в прошлом году, применяется уже российское оборудование. Пермская ТЭЦ-6 – и это оценка специалистов по всей стране – одна из самых передовых в России. Пермская ТЭЦ-9 сравнима с ней по надежности и экономичности.
Добавлю, что в Перми сложился очень серьезный кластер машиностроения, который сейчас готов переориентироваться, в том числе, на теплоэнергетическую отрасль. В ходе последнего визита в наш город Александра Новака обсуждались перспективы импортозамещения энергетической сферы. По представленным данным, с учетом производств в Лысьве и Чусовом, замещение импорта может составить до 80%. А при развитии государственно-частного партнерства пермский бизнес имеет перспективы для роста даже в кризис. Ведь кризис – это время возможностей. Та системная работа, которую сейчас проводят руководство Пермского края и бизнес, выстраивая тесные и эффективные взаимоотношения, позволит нам уверенно развиваться в будущем.