Вместо обещанных инвестиций в экономику региона «Комос Групп» просит Пермский край помочь материально

Маневры вокруг «Созвездия»

В Прикамье много работают над улучшением инвестиционного климата. Это дает неплохие результаты - инвесторы прибывают. Вот только не все они правильно понимают, что значит быть инвестором. Некоторым кажется, что это отличный повод припасть к бюджету региона. На днях подобную тактику продемонстрировала «Комос Групп». Удмуртский холдинг, войдя на пермский рынок с обещаниями миллиардных инвестиций, теперь просит помочь деньгами. 

Маневры вокруг «Созвездия»

Напомним, интересы «Комос Групп» в Прикамье обширны. Холдинг приобрел здесь целый ряд предприятий – Пермский хладокомбинат «Созвездие», Краснокамский мясокомбинат «Кэлми», птицефабрику «Менделеевская». Начиная с 2011 года, представители агрохолдинга неоднократно делали громкие заявления. Как минимум раз в год они информируют пермяков о своих грандиозных планах.

То «Комос» намеревается забросить в регионе собственную сеть под брендом «Вкусный дом», открыть десятки солидных магазинов по всему Пермскому краю. То развивать сеть магазинов «прилавочного типа» и шаговой доступности. Не говоря уже о производстве: по каждому из объектов многократно презентованы инвестиционные программы, планы реконструкции и обеспечения пермяков продукцией под местными брендами, но небывалой линейки и качества.

Так оно, по сути, и произошло. Линейки и качества как не бывало. Краснокамский мясокомбинат удивил только однажды – в сентябре прошлого года. Он, по сути, открыл сезон роста розничных цен в регионе, первым заявив о предстоящем значительном подорожании мяса птицы. Правда, сообщил об этом не гражданам, а ритейлерам. А те под давлением региональных мер по продовольственной безопасности вынуждены были довести информацию, полученную от поставщика, до краевых властей и населения.

Тогда представителям «Комос Групп» пришлось опровергать местные СМИ и сокращать свои аппетиты. Но все равно осадок остался. Особенно в контексте противостояния западным санкциям и, как говорят, итальянского гражданства некоторых топ-менеджеров агрохолдинга.

Между тем удивлять в прошлом году должно было «Созвездие». Или хотя бы начать. По части ПХК планы холдинга выглядели так: реконструкция основного корпуса, строительство новых корпусов, техническое перевооружение, новое оборудование, затем переход на выпуск мороженого мировых брендов, а в перспективе – статус донора мороженого для других регионов.

Достижения оказались диаметрально противоположными. За прошлый год Пермский хладокомбинат превратился в фасовочный цех для удмуртской заморозки – морской рыбы неизвестного происхождения. Правда, время от времени здесь еще выпускали партии мороженого с этикеткой «Созвездие». А еще больше этого самого «Созвездия» прибывало из солнечной Удмуртии, с ижевского хладокомбината. В обоих случаях качество примерно одинаковое: и по ощущениям, и по списку ингредиентов на упаковке скорее напоминает продукцию химкомбината.

Были ли у инвестора реальные планы по возрождению пермского хладокомбината? На словах-то вроде бы да. Но воплощение все как-то откладывалось. До тех пор, пока не сформировались окончательно некие объективные обстоятельства. И теперь «Комос Групп» просит денег у Пермского края.

По данным «Ъ», в письме руководства холдинга в правительство Пермского края приводятся следующие цифры. Из-за роста евро и прочих катаклизмов проект реконструкции ПХК подорожал на 400 миллионов – до 1,195 млрд рублей. Недостающие деньги агрохолдинг мечтает получить из бюджета – или как минимум заручиться поддержкой края при переговорах с «Росагролизингом». И вроде бы какие-то первоначальные договоренности уже достигнуты.

Понятно, что сегодня многие пермские предприятия сталкиваются с серьезными трудностями. Кому-то приходится корректировать планы, кому-то – растягивать сроки реализации инвестиционных проектов. В бюджетной поддержке нуждаются все, в том числе промышленные гиганты в базовых отраслях. И тут, конечно, самое время поддержать производство мороженого... И непременно дать денег на возрождение производства, которое сам же собственник успешно и целенаправленно хоронит.

По целому ряду признаков, пермский хладокомбинат приобретали вовсе не для того, чтобы наводнить регион качественным товаром. Иначе чем объяснить такие успехи инвестора – за три года ни одной нормальной мороженки? Объективно картина в этом сегменте выглядит так: агрохолдинг выкупил предприятие-конкурента и окончательно добил его, заняв открывшуюся нишу с помощью раскрученного в регионе бренда.

Или, как вариант, Пермский хладокомбинат приобретался в ожидании каких-нибудь катаклизмов, которые дадут повод попросить бюджетной поддержки для перспективного инвестора. По сообщениям из Ижевска, кстати, – там то же самое: в Удмуртии холдинг тоже просит денег.

Интересно еще вот что. На заре своей деятельности в Перми «Комос» обещал только на «Созвездии» создать дополнительно до 200 рабочих мест. В то время на хладокомбинате было 8 крупных арендаторов, около 500 человек персонала. Половину работников выкинули вон. Арендаторы ушли в суды, многие, как ООО «Спас», теперь на грани банкротства. С этой стороны рабочие места тоже в минусе.

Не говоря уже о торговой сети «Добрыня». Ее и так непростое положение было окончательно расшатано прошлой осенью, в том числе из-за неумения обновленного ПХК «Созвездие» строить отношения с партнерами и контролировать соблюдение договоров поставок. Впрочем, руководство торговой сети настаивает на том, что имело место не просто агрессивное взыскание долгов с арестом имущества, товаров и счетов, срывом работы ритейлера, – это была попытка недружественного поглощения со стороны «Комос Групп». Собственную-то сеть реализации в Перми холдинг так и не наладил?

Для «Добрыни» итог плачевный: компания потеряла 10 магазинов из 17, уволено две трети персонала – около 650 человек. Социальные последствия деятельности агрохолдинга для Перми тоже очевидны. Похоронено уже в 4 раза больше рабочих мест, чем «Комос Групп» обещала создать. Это только по самым скромным подсчетам. А теперь им еще и бюджетных денег дай! Вот тогда-то они тут все окончательно проинвестируют…

Реакция пермского бизнеса вполне закономерна: чем хуже местные производители? Если «Комосу» дадут денег, те, кто сейчас решает свои проблемы самостоятельно, тоже выстроятся в очередь с протянутой рукой.

Конечно, очень хотелось бы, чтобы пермские бренды сохранялись и развивались даже в кризис. Но, во-первых, реальные пермские бренды, а не подмененные низкосортной продукцией из другого региона. А во-вторых, если у бюджета есть возможность поддержать производство, может, лучше начинать не с мороженого?

Прокуроры выявили нарушения законодательства в деятельности крупных оптовых компаний, осуществляющих закупку продуктов питания и их реализацию.

Прокуратура края с привлечением районных прокуратур и специалистов Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Управления Россельхознадзора по Пермскому краю проверила соблюдение законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке в деятельности крупных оптовых компаний, осуществляющих закупку продуктов питания и их последующую продажу.

Проверочные мероприятия прошли в ООО «Областная продовольственная компания», ИП Субботиной Е.М., ОАО Пермский хладокомбинат «СОЗВЕЗДИЕ», ООО «Пермские овощи», ООО «УралОвощ» и т.д. Основное внимание органами прокуратуры уделено вопросу формирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В настоящее время прокуратурой совместно со специалистами вышеуказанных ведомств проводится анализ представленных документов.

Наряду с этим прокурорскими проверками в ряде организаций установлены факты нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: отсутствие контроля за температурным режимом в помещении склада, хранение продуктов питания на полу без подтоварников и стеллажей, хранение продуктов, предназначенных для реализации, совместно с приготовленными для утилизации. Обнаружены факты реализация товара с истекшим сроком годности, отсутствие маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и т.д.

По результатам проверок органами прокуратуры внесено 9 представлений об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного, трудового законодательства, законодательства о пожарной безопасности (акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении). Решается вопрос о возбуждении в отношении виновных лиц дел об административном правонарушении.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру