Пермские власти готовятся вынести на общественное обсуждение проект платных автопарковок на центральных улицах города

Паркуюсь, где хочу… Эта более чем популярная в соцсетях и в реальной жизни пермяков тема может скоро сойти на нет. А может, и нет. Многое будет зависеть от подхода пермских властей к организации платных парковок в центре города. В какой стадии находится этот проект? За что, собственно, придется платить? Как, кому, а главное – сколько? 

Пермские власти готовятся вынести на общественное обсуждение проект платных автопарковок на центральных улицах города
Самый центр Перми. Пешеходный переход на перекрестке улицы Ленина и Комсомольского проспекта. Фото: vk.com

Об этих и других, не менее важных аспектах проекта депутат Пермской городской Думы, председатель комитета по экономическому развитию Арсен Болквадзе говорил с Анжелой Аветисян и Олегом Русских, ведущими передачи «Экономика и жизнь» – совместного проекта «МК в Перми», радио «КП в Перми» и еженедельника «Экономика и жизнь».

– Проект введения в Перми платных парковок входит в завершающую стадию. Какова на сегодняшний день позиция по этому вопросу городской Думы и комитета по экономическому развитию?

– Проект, который администрация города представила к обсуждению депутатов гордумы, в том числе нашего комитета, на мой взгляд, нуждается в доработке. Принимать его рано, есть над чем работать. Мы понимаем, что существует необходимость введения системы, но также нужно, чтобы все условия для ее успешной работы были созданы. На сегодняшний день есть проблемы с качеством уборки снега, если проезжая часть более-менее очищена, то карманы для парковки зачастую оставляют желать лучшего. Мы не можем брать деньги с человека за парковочное место, если его машина стоит в сугробе. И подобного рода вопросов немало. Только после их принципиального решения можно говорить о принятии документа. Ведь основная цель – не собрать у горожан деньги, а сделать проезд по центру города и парковку максимально удобными.

– Чем будет обеспечиваться качество системы?

– Помимо уборки дорожного полотна в зимнее время (и, кстати, решения имеющихся на ряде центральных улиц города проблем с «ливневкой» в период от зимы до зимы), необходима подготовка собственно парковок, нанесение соответствующей дорожной разметки, установка знаков дорожного движения, паркоматов для оплаты услуг... Важно, чтобы автомобилист мог отличить платное место от бесплатного. Муниципалитет должен сделать все, чтобы горожанам было понятно, что, где и как.

– Какая плата планируется за парковочное место?

– В Думу были представлены предварительные расчеты. Цена складывалась из понимания того, что средняя стоимость парковки за пределами улично-дорожной сети сейчас около 60 рублей в день, а на рабочем месте автовладелец проводит 8-9 часов. Для того, чтобы автовладелец поставил машину на стоянку за пределами дороги, плата за парковку в парковочном кармане на дороге должна быть как минимум в полтора раза выше. Оставлять машину на обычной стоянке на целый день должно быть выгодней, чем оставить её на проезжей части. Получается цена 10 рублей в час. При этом учитываем и мотивацию офисных работников: они должны отдавать себе отчет, что, занимая место в непосредственной близости от входа в офис, они тем самым лишают места парковки своих потенциальных клиентов. А это не есть хорошо для них самих.

– Если обращаться к опыту других городов – там ведется строительство многоуровневых парковочных комплексов. Такой вариант не рассматривается?

– Это удовольствие не из дешевых. Но суть в другом: в непосредственной близости к центральным улицам города нет свободных площадок для подобного строительства. Можно использовать подземное пространство, но это тоже очень дорого. Если появятся инвесторы, то такие объекты начнут строиться. Пока таких запросов не поступало.

– Какие затраты ожидаются и каким будет экономический эффект?

– Про эффект говорить пока не готов. А что касается затрат, то в проекте есть раздел «Экономической обоснование», там фигурируют определенные цифры – десятки миллионов рублей. Работы предстоит очень много, в том числе закупка паркоматов, средств фото- и видеофиксации. Покрывать затраты, конечно, нужно за счет доходов. Пока это очень условные расчеты. Для начала при самом лучшем раскладе мы были бы рады самоокупаемости системы. Но все-таки ключевой вопрос – это не деньги, а благоустроенность города. При этом, конечно же, есть понимание, что хорошая парковка – неотъемлемая часть успешного бизнеса.

– Одним из аргументов тех, кто против организации платных парковок, является довод, что это просто уловка, чтобы в кризисное время пополнить бюджет.

– На самом деле это не так. Вопрос начал рассматриваться уже давно, но острая потребность растет с каждым днем без привязки к кризисам.

– На сегодняшний день много вопросов, которые требуют ясности. Что нужно сделать, чтобы жители из отдаленных районов пересели на общественный транспорт, тем самым разгрузив трафик в центре города?

– Наверно, тут могут помочь только финансовые рычаги. Но на первом этапе можно будет доехать до соседних улиц, а затем прогуляться или доехать на общественном транспорте.

– Тогда нужно решить все вопросы с общественным транспортом, чтобы он мог составить конкуренцию личному транспорту.

– В настоящий момент сеть общественного транспорта Перми – одна из лучших в России. С другой стороны, автобус всегда будет проигрывать автомобилю в плане удобства и комфорта передвижения. Но вопрос с разгрузкой центральных улиц нужно решать сейчас, иначе через пару лет центр будет утопать в нескончаемых пробках.

– Главным вопросом остается контроль…

– Не только контроль, но и справедливость. Если стоянка платная – то она платная для всех. Исключения – экстренные службы, люди с ограниченными возможностями.

Татьяна Иванова, главный редактор еженедельника «Экономика и жизнь»:

– В Москве уже более двух лет существует система платных парковок. Каких ошибок, исходя из вашего опыта, нам стоит избежать?

– Система введена с 1 ноября 2012 года. Начали с 21 улицы, на сегодняшний момент это уже 454 улицы. На мой взгляд, взгляд водителя, результаты положительные. Если раньше в центр невозможно было поехать, именно из-за того что не знаешь, найдешь ли место для парковки, то теперь нет никаких проблем с парковкой. Конечно, не совсем удобно тем, у кого рабочее место находится на этих улицах. Если нет сертификатов на парковку, то люди просто оставляют машину на бесплатном месте, а добираются на общественном транспорте.

Конечно, к организации платных стоянок нужно подходить комплексно. Введения просто платной парковки будет недостаточно. В Москве много улиц были переведены в статус улиц с односторонним движением, была пересмотрена организация светофорной системы, проведены дорожно-ремонтные мероприятия по углублению мест остановок общественного транспорта, дабы он не занимал проезжую часть. В результате средняя скорость автомобилей в Москве увеличилась на 5%. Кажется, что это очень мало, но на самом деле это существенные изменения.

– По личному опыту – сейчас по центру города вы ездите на автомобиле?

– Да. По статистике, 72% москвичей не пересмотрели свою политику в плане способа перемещения по центру. Раньше нужно было сделать 3 круга для того, чтобы найти хоть какое-нибудь местечко для парковки, сейчас такой проблемы, в принципе, нет. В том числе потому, что есть хороший сервис «Московский паркинг». Подъезжая к нужному месту, вы через специальное приложение для мобильного телефона можете увидеть информацию о парковке: сколько свободных мест, стоимость. Это очень удобно. Правда, есть и определенные проблемы. В частности, для жителей этих улиц парковок во дворах не всегда хватает. Они получают статус резидента, но порой доходит до смешного. Например, при оформлении заявлений: маленькие дети, являющиеся собственниками квартиры, должны в письменном виде разрешить своей маме оставлять машину на парковке.

– Что еще, на ваш взгляд, следует обязательно учесть пермякам?

– Подобная программа – это и экономика, в том числе. Нужно понимать, какого рода инвестиции необходимы, чтобы реализовать проект. Насколько я знаю, в Перми разговор идет пока только о 4 улицах, но в перспективе количество их увеличится, поэтому нужно понимать, какие будут тарифные планы. В Москве тариф действует при въезде на парковку, нет никаких бесплатных 15 минут, о которых говорят в Перми.

Система контроля очень сложная. Именно на этом уровне в столице было много ошибок. Например, офисы купили сертификаты на парковку, а сотрудникам все равно приходили квитанции на уплату штрафов за неоплату парковки. Это неприятно. Но, повторю, в целом, по моему мнению, результат положительный. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 27 января 2015

Заголовок в газете: Парк пермского периода

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру