Сейчас самое время для развития бизнеса

Единого рецепта для всех нет, но интересные варианты есть у каждого

В сложных экономических условиях каждый старается найти наиболее эффективный, с его точки зрения, вариант решения тех или иных проблем, как текущих, так и стратегических. Выигрывают ли собственники бизнеса от сокращения размера зарплат персонала, сохраняя его численность? Или, с точностью до наоборот – увольнять работников, повышая зарплату оставшимся? С другой стороны, так уж ли надо наемным работникам стремиться к жесткому ограничению своих потребностей? 

Единого рецепта для всех нет, но интересные варианты есть у каждого
Фото: traveltipz.ru

Об этих и других парадоксах сегодняшнего дня доцент департамента менеджмента Высшей школы экономики в Перми, академический руководитель магистерской программы «Управление проектами», кандидат экономических наук Дмитрий Гергерт говорил с Олегом Русских и Анжелой Аветисян, ведущими передачи «Экономика и жизнь» – совместного проекта «МК в Перми», радио «КП в Перми» и еженедельника «Экономика и жизнь».

– Какие основные сложности возникают у предприятий России в сложившейся экономической ситуации?

– Нас ожидает падение покупательского спроса: люди будут отказываться от того, без чего прожить возможно. Соответственно, в первую очередь сложности могут возникнуть у предприятий сферы услуг. Думаю, что объявлений «Сдается в аренду» в ближайший год будет появляться все больше и больше. Столкнутся со сложностями также компании, чей оборотный капитал был кредитным. Особенно если процессы на этих предприятиях связаны с длительным циклом оплаты за их продукцию. Оборотный капитал «вымывается», заработную плату и оплату текущих расходов никто не отменял, а процентные ставки сегодняшних кредитов очень высоки.

– Это получается, что почти все предприятия Пермского края могут в ближайшее время столкнуться с финансовыми затруднениями?

– Да, это так. Любое развивающееся предприятие понесет некоторые потери. Ведь возврат средств как в инвестиционных проектах, так и в текущей деятельности практически никогда не происходит мгновенно.

– А откуда взять деньги, если не кредит?

– Либо это будут дорогие (к сожалению) заемные деньги, либо целевое бюджетное финансирование в рамках программ по импортозамещению. Больше вариантов, на мой взгляд, нет.

– Какие рекомендации можно дать по выживанию бизнеса в краткосрочной перспективе?

– Единого рецепта для всех предприятий нет. Но самый простой способ, который, наверно, является и самым популярным, – это сокращение заработной платы. Я не сторонник такого метода, так как зачастую он оказывается неэффективным. Неполный рабочий день, неполная рабочая неделя – все это ведет к сокращению заработной платы. К сожалению, не исключены попытки перевода части промышленной или коммерческой составляющих того или иного бизнеса, что называется, «на теневые схемы». Но сейчас это стало сложней и дороже и, конечно, не может рассматриваться как рекомендация, но есть такое подозрение, что часть бизнеса уйдет «в тень».

– Что делать работнику предприятия, если ему предложат получать заработную плату в конверте?

– Главная задача – это сохранение своего рабочего места. В период кризиса, в принципе, достаточно проблематично найти работу. Это сложная морально-этическая проблема, которую предстоит самостоятельно решить каждому, оказавшемуся в подобной ситуации.

– То есть вы прогнозируете некий рост безработицы?

– Вполне. Например, в сфере обслуживания будет тяжелей всего сохранить свое рабочее место.

– Как себя вести управленцу компании, чтобы сохранить ее жизнедеятельность?

– В первую очередь необходимо определиться с приоритетами. Необходимо понять, какое из направлений бизнеса будет приносить деньги сейчас. Также нужно отдавать отчет в том, что наверняка есть такие статьи расходов, которые можно исключить или сократить. Ярким примером являются расходы на рекламу. Я думаю, что предприятия будут искать более дешевые пути продвижения товаров.

– Какие ваши прогнозы на инфляцию?

– По году инфляция составит около 30%, я думаю. Это уже заметно на прилавках магазинов. Особенно показательно это сейчас видно в сетевых магазинах. Поставщики закладывают в цену риски, связанные с курсом валюты и длительными сроками оплаты товара, розничные сети пока не снижают свою надбавку.

– Чего ожидать промышленным предприятиям Прикамья?

– Основная проблема в том, что многие промышленные предприятия региона не производят конечного продукта, находятся, что называется, в технологической цепочке. И здесь ключевым становится вопрос реализации конечного товара. Если на него не будет спроса, то и не будет спроса на составные его элементы. Вместе с тем, у большинства крупных промышленных предприятий, расположенных в Прикамье, центры принятия тех или иных решений находятся не в Перми, и этот фактор также в числе ключевых для оценки их перспектив. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру