Краевой парламент положил конец дискуссии о прямых муниципальных выборах

На прошлой неделе Заксобрание одобрило во втором чтении проект закона «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований». И это, пожалуй, главное, чего ждали от ноябрьской пленарки. Правда, новый закон оправдал далеко не все ожидания. 

Краевой парламент положил конец дискуссии о прямых муниципальных выборах
Фото: prilavok.perm.ru

При подготовке законопроекта ко второму чтению рабочая группа рассмотрела 29 поправок, внесенных депутатами, фракцией «Единой России», представителями муниципалитетов. 7 поправок были приняты, 14 отклонены, остальные учтены другими поправками. В результате ко второму чтению законопроект претерпел некоторые изменения.

Статья 2 законопроекта дополнена положением о том, что проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных районов проводится в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством. Из перечня видов муниципальных образований, главы которых будут входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполнять полномочия его председателя, исключены сельские поселения – райцентры.

Но это все, так сказать, косметический ремонт. Главное в документе, одобренном во втором чтении, совсем другое: под понятием «прямые выборы» в Пермском крае теперь будут пониматься только выборы депутатов. Главы районов, городских округов и поселений будут выбираться из их числа. Они будут называться главами муниципалитетов, но возглавлять исключительно законодательную власть в своей территории. Напомним, в первом чтении законопроект формально оставлял способ выборов главы на усмотрение муниципалитетов.

Теперь краевые власти исправили это упущение. Депутат Геннадий Кузьмицкий, которому принадлежит ключевая поправка по этой теме, пояснил свое предложение отказаться от прямых выборов глав муниципальных образований следующим образом:

– Если глава является руководителем только представительного органа и не является руководителем исполнительной власти, прямые выборы теряют всякий смысл.

Эта поправка не проходила через рабочую группу, поскольку была подана после предусмотренного срока. Но, тем не менее, была вынесена на обсуждение – уже непосредственно на пленарке. Она-то, собственно, и раздала всем сестрам по серьгам. «Поправка Кузьмицкого очень кстати», – озвучил мнение большинства парламентариев и чиновников депутат Владимир Нелюбин.

Дословно закон Пермского края теперь звучит так: «Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования Пермского края исполняет полномочия его председателя в муниципальных районах, городских округах, городских поселениях».

По сути, против поправки Кузьмицкого высказались только его товарищи по партии. О том, что фракция КПРФ не поддержит законопроект, заявила ее руководитель Ксения Айтакова. Но, поскольку фракция «Единой России» голосовала консолидировано, законопроект был принят и без голосов коммунистов.

Второй «долгоиграющей» темой пленарки стал Перечень объектов капитального строительства объектов общественной инфраструктуры Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Он также принят во втором чтении. В Перечень включен 21 объект, в том числе по 11 объектам предполагается строительство, по 8 – проектирование, по двум объектам – проектирование и строительство. При этом в ближайшие три года должны быть введены в эксплуатацию 15 объектов. Общий объем финансирования на 2015-2017 годы – 8,7 млрд рублей.

Подготовка проекта постановления ко второму чтению шла в постоянно действующей рабочей группе по рассмотрению вопросов краевой инвестпрограммы. В рабочую группу поступили 12 поправок, из них были приняты 3. В результате утвержденный в первом чтении Перечень дополнен новым объектом – «Пожарное депо на 4 выезда в с. Гамово» стоимостью 64 млн рублей. Его решено строить за счет сокращения финансирования футбольного манежа в Перми.

Рабочей группой подготовлены рекомендации в адрес правительства края по ряду объектов. В частности, правительству рекомендовано предусмотреть механизмы государственно-частного партнерства при строительстве радиологического корпуса краевого онкологического диспансера, амбулаторно-поликлинического центра в Перми, лечебного корпуса в Чердыни и 7 детских поликлиник. А строить футбольный манеж – только при наличии софинансирования из федерального бюджета.

На пленарном заседании пожарное депо и оговорки по поводу крытого футбольного манежа особых вопросов не вызвали. Зато депутаты еще раз обратили внимание на чехарду вокруг Пермского краевого госпиталя для ветеранов войн – «за полгода до юбилея победы», как отметил Олег Жданов.

Напомним, в бюджете текущего года были заложены 40 млн рублей на лечебный корпус госпиталя. В октябре краевое правительство предложило лечебный корпус не строить, а направить средства на реконструкцию санатория-профилактория «Энергетик», чтобы позже перенести туда госпиталь. В ноябре оно вышло с новой поправкой – перераспределить средства на ремонт самого госпиталя. В том числе некоторые виды работ, например проектно-изыскательские на сумму 10 млн рублей, оплатить в 2014 году.

– Необходимо сравнить характер строительства нового объекта и реконструкции существующего. Никаких поправок от правительства об исключении из перечня лечебного корпуса госпиталя ветеранов не поступало, – прокомментировал очередной поворот сюжета депутат Жданов.

Представители краевого правительства попытались объяснить, что средства просто «передвигаются». Им возразили, что никакого проекта до конца года не появится – это просто нереально. А значит, чиновники вводят депутатский корпус в заблуждение либо заранее планируют авансировать еще не начатые работы.

Такой подход уже доказал свою неэффективность, заметил депутат Чебыкин, но парламент продолжает идти на поводу у чиновников:

– Отсутствие смет работы и средств на ремонт никогда не останавливало депутатов в принятии решения о финансировании объектов. Возьмем тот же зоопарк. Там вообще ничего нет, даже сформированного земельного участка, но мы заложили туда 354 млн рублей на 2015 год и порядка 700 млн на 2016-й. Год назад мы заложили 150 млн рублей по театру оперы и балета, 100 млн – по зоопарку. Освоение выделенных средств – ноль. Я тут даже кое с кем поспорил, что деньги не освоят, и выиграл.

И, видимо, это единственный выигрыш от манеры краевого правительства в условиях предельного дефицита продавливать финансирование объектов, которых не существует даже на бумаге. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 26 ноября 2014

Заголовок в газете: Демократический эксцесс

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру