Сколько стоит школа?

За кулисами парадных мероприятий по случаю Дня знаний – многолетние проблемы

Так уж сложилось, что в начале сентября принято говорить о том, чем живет школа. Мы решили изменить традиции и поставить вопрос иначе: на что живет школа? Наш собеседник – федеральный инспектор Рособрнадзора РФ Елена Шлыкова. Как бывший директор пермской гимназии №1 она знает предмет, что называется, изнутри. 

За кулисами парадных мероприятий по случаю Дня знаний – многолетние проблемы
Фото: www.kport.info

– Итак, Елена Владимировна, на что же живет сегодня школа?

– С нормативом подушевого финансирования ФОТ на начальную школу в этом году произошли интересные изменения. Он мало того что не увеличивается – он сокращен. А это то, из чего складывается зарплата учителей. Причем норматив урезан с 1 января 2014 года, а информация об этом доведена до школ только летом, когда зарплата за полгода и отпускные уже выплачены. Как теперь должен изворачиваться директор школы, непонятно. Фактически он должен сокращать зарплаты. И как это объяснить педагогам?

Бюджет, который утверждается школе на год, складывается из двух источников. Это фонд оплаты труда (ФОТ) и фонд материального обеспечения (ФМО). ФОТ рассчитывается, исходя из нормативов подушевого финансирования, – они разные для начальных, средних и старших классов.

ФМО тоже формируется по подушевому принципу. И вот здесь кроются проблемы. Потому что на самом деле расходы на содержание здания зависят от его площади и состояния, а вовсе не от количества учащихся. Если школа после капремонта, расходы на содержание будут ниже. А большие по площади и ветхие школы объективно требуют совсем других затрат.

У нас много говорят о выделении образованию дополнительных средств. Но ни в одном нормативе финансирования это пока не отразилось. Могу предположить, что эти деньги будут направлены на новые объекты. Потому что сегодня из критериев оценки эффективности губернаторов вычеркнуты показатели ЕГЭ. Зато заведен новый показатель – количество школ, которые обучают детей в одну смену. Насколько я знаю, в Перми таких школ единицы.

Между тем в новом ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты – Ред.) четко прописано: дети должны учиться в одну смену, вся вторая смена отдается под внеурочную деятельность. В пермских школах во вторую смену свободных площадей нет, руководители заключают договоры с учреждениями дополнительного образования – выкручиваются, как могут. А если еще добавить, что в то же внеурочное время школа должна оказывать платные услуги, чтобы выживать… Плюс по новым стандартам каждому ребенку в начальной школе положено 10 часов внеурочных занятий бесплатно.

– Как оплачивается повседневная жизнь школы, понятно. А капремонт?

– На него городской департамент образования, который является распорядителем бюджета отрасли, выделяет средства особо. И уже очень давно общественность добивается возможности увидеть документ о ранжировании и понять, в каких случаях это происходит. Последняя школа была сдана в Перми в 1993 году – 140-я. С тех пор ни одна школа не построена. Судите сами, сколько зданий нуждается в капремонте. Как департамент определяет приоритеты? Ответа нет.

К примеру, 114-ю школу вывели на капремонт только после того, как вмешались надзорные органы. Шум был большой, директора чуть не уволили. В гимназии №1 три года не работает спортзал, там черный грибок, и ничем хорошим для детей это не кончится.

Мы вынуждены были закрыть зал, и департамент предложил нам оплатить проектно-сметную документацию из бюджета школы. Мы заказали ПСД и заплатили за нее около 90 тысяч, чтобы нас включили в план капремонта. А после смены директора в школу приходит глава департамента образования г-жа Гаджиева и говорит: мы добились выделения из бюджета города 500 тысяч рублей на ПСД. Коллеги удивились – ведь документация уже готова! Тогда они слегка меняют техзадание и все равно заказывают ПСД заново, за 500 тысяч рублей.

– А спортзал?

– А спортзал так и стоит закрытый. Но в списках школ, где нет спортзалов, гимназия №1 не значится. Департамент рапортует о готовности к учебному году, и 1 сентября дети приходят в школы, где грибок на стенах и запертые спортзалы. Это при том, что на федеральном уровне разработана Национальная стратегия развития образования, и немалая часть госбюджета выделяется для решения насущных проблем отрасли.

– На содержание школы выделяется конкретная сумма, которая не зависит от ее потребностей. И от директора требуют, чтобы все работало, предписания исполнялись, нормативы соблюдались. А как он это сделает…

– Это его головная боль. Все требования прописаны у него в должностной инструкции, и за невыполнение любого пункта следует дисциплинарное наказание. Чем все это заканчивается, известно. Школа идет к родителям с протянутой рукой.

– Накануне 1 сентября одна из школ попалась на сборе денег с родителей первоклассников. Вряд ли такая школа в Перми одна?

– Насколько я знакома с ситуацией, деньги в данном случае собирал попечительский совет школы. А это отдельное юридическое лицо. Эта схема существует во многих школах.

– Но прокуратура тоже права: деньги с родителей собирали на нужды, которые оплачиваются из бюджета.

– Тут мы как раз возвращаемся к тому, какие нужды школы и как обеспечивает бюджет.

– Основная часть бюджетных средств идет в школу по подушевому нормативу. Что является для департамента образования рычагом управления – капремонт?

– И это тоже. Плюс стимулирование руководителя школы, потому что доплату к зарплате ему назначает начальник департамента.

Но тут есть еще одна сторона дела, о которой как-то забывают. Школы и детские сады, помимо всего прочего, – это еще и большие земельные участки. Только на моей памяти – несколько не вполне понятных эпизодов. Например, от школы №5 за Камой не осталось даже фундамента. Школа №15 в Мотовилихе расформирована. У 102-й школы был филиал – здание детского сада на улице Комбайнеров. Сейчас его нет. Кто сейчас собственник всех этих участков – неизвестно. Понятно, что иногда ветхую школу проще снести и построить новую. Но для этого должно сохраняться целевое назначение участка.

В апреле этого года по центральному телевидению прошел сюжет о странной продаже детского сада, принятого в муниципальную собственность у Порохового завода. Тогда Общероссийский Народный фронт в числе других фактов докладывал президенту Путину: детсад в Перми продали за 1,5 млн рублей, а новый собственник выставил его на продажу за 9 млн!

– Ну, был сюжет и о том, как президент при личной встрече задал этот вопрос губернатору Пермского края. И губернатор заверил, что местные власти и прокуратура отслеживают ситуацию.

– Только результатов мы так и не дождались. Непонятно даже, дана ли вообще происшедшему какая-то оценка.

Может быть, что-то изменится, когда мы начнем говорить правду? А то рапортуем, что все «в шоколаде», школы к работе готовы, зарплаты в отрасли растут…

– Но они же растут?

– За счет чего? За счет того, что у учителя 40 часов в неделю. Поверьте, это непосильно. Норматив на начальную школу срезали незначительно, менее чем на тысячу рублей. Но как при этом может расти зарплата учителя? Только за счет увеличения нагрузки.

– Сколько сегодня стоит содержать школу?

– Очень по-разному. Все зависит от количества учащихся. И от подушевого норматива, конечно. Для сравнения – в Москве на школьника тратится около 100 тысяч рублей в год, в Перми – около 30 тысяч. Это что касается ФОТа – основную долю расходов составляет зарплата учителя.

– В Перми в этом году хорошие результаты по ЕГЭ. Это благодаря новому качеству управления отраслью?

– Скорее вопреки. Это труд наших учителей, подвижников, верных своему призванию, несмотря ни на какие обстоятельства. Плюс к тому высокие баллы наших выпускников – еще и немалая заслуга их родителей. Они оплачивают образование ребенка дважды – сначала с помощью налогов, а потом еще платят репетитору по 350-700 рублей в час. Хотя есть более логичный путь. Закон РФ позволяет перевести школьника и в 10-11 классе на семейное образование. В этом случае бюджетные выплаты поступают не в школу, а в семью. А ребенок избавляется от двойных часов занятий – в школе и с репетитором. Правда, в Пермском крае эта процедура нормативно еще не прописана

– Летний ремонт школ, судя по отчетам, завершен успешно. Это были какие-то отдельные деньги?

– Если это не капитальный ремонт, то нет. Все из того же ФМО. Школа сама распределяет средства, организует работы. Главное, чтобы объект был принят, чтобы у надзорных органов не было претензий.

– Школа получает деньги по нормативам, сама отвечает за образовательный процесс, за материально-техническое обеспечение. Зачем нужен департамент образования?

– Вопрос открытый. В департаменте, к примеру, есть управление содержанием и технологиями образования. Но содержание регулируется госстандартами, а за технологии по новому закону отвечает исключительно школа. Чем в этой ситуации «управляет» департамент?

Многие помнят советские времена, когда население Перми было больше, и детей было больше. А гороно размещалось в нескольких кабинетах здания администрации. И люди какие были замечательные – понимающие проблемы учителя, интеллигентные. Теперь у департамента отдельное здание, и ему там тесновато.

– Школы работают, директора пашут, учителя ломаются на эти 40 часов. А департамент пишет отчеты. Давайте представим: проснулись мы утром, а департамента нет. И что было бы?

– Появилась бы уверенность в эффективном расходовании денег – закончились бы фокусы с бюджетными средствами (всем памятна история с «Противопожарной защитой»). Но и с департаментом тоже работают. Наши педагоги из любой ситуации всегда найдут выход. Наши учителя – это то, чем мы непобедимы. И потому позвольте поздравить всех с Днем знаний, поблагодарить учителей и наставников, которые учили нас и учат наших детей. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру