Монополия на правду?

На каждую «Пилораму» найдется «Антипилорама». Вполне в духе гражданского общества

1 августа 2012 в 13:02, просмотров: 4091

В этом году посетителей «Пилорамы», которая традиционно проходила в Кучино на территории музея «Пермь-36» в последние выходные июля, ждал сюрприз. По соседству с основной площадкой развернулся лагерь оппонентов гражданского форума. И вот тут-то музею «Пермь-36» припомнили все – и фальшивые бараки, и поддельные нары, и гранты Госдепа США, и прочие выплаты из-за рубежа «на развитие демократии в России».

Монополия на правду?

Одной из главных тем «Пилорамы-2012» стали новации протестного движения последнего года – «Феномен декабря», «Пути и перепутья» современной России и тому подобное. Возможно, именно поэтому впервые за годы существования «Пилорамы» в обществе возникло встречное движение. Гражданский форум был встречен объединенным лагерем патриотических сил «Антипилорама».

Задачи, которые поставили перед собой организаторы лагеря, – заявить патриотическую точку зрения на историю России. Все основания для этого есть: социологические исследования показывают, что большинство граждан страны с теплотой вспоминают о советском прошлом и жалеют об утраченных 20 лет назад возможностях. Организатором лагеря «Антипилорама» выступило пермское отделение движения «Суть времени». В патриотическом лагере приняли участие представители 7 регионов страны.

На территории лагеря «Антипилорама» развернулась выставка, состоявшая из нескольких экспозиций. Например, экспозиция «Репрессии Запада» была посвящена материалам, которые свидетельствуют о гораздо более жестоких и многочисленных, чем в СССР, репрессиях в странах Запада.

Кроме того, были представлены результаты масштабных социологических исследований об отношении граждан России к Советскому Союзу, программам десоветизации. Согласно данным опроса, 98,7% респондентов не поддерживают идеи «десоветизации». Они против навязывания точки зрения, согласно которой «народу России после последних 100 лет почти не за что себя уважать, а СССР – преступное государство, которое должно нести ответственность за развязывание второй мировой войны». Зафиксированное общественное мнение утверждает: 86% граждан считают, что необходимо официально признать всемирное значение достижений СССР, значимость идей, на которых он был построен, величие народа, спасшего мир от фашизма.

Особое место заняла экспозиция, вскрывающая реальные мотивы и источники финансирования таких форумов, как «Пилорама», их организатора – общества «Мемориал», либеральных активистов и «правозащитников». Заказчиками и спонсорами «Пилорамы» являются иностранные фонды, такие как фонд Чарльза С. Мотта (США), Фонд в поддержку демократии (США), Фонд развития еврейских общин (США), фонд Форда (США), фонд «Национальные парки» (США), музей «Тенемент» (США)», «Фонд взаимопонимания» (США), институт «Открытое общество» (США), «Европейский Союз» (США), а также администрация Пермского края, которая также числится в ряду спонсоров музея «Пермь-36».

В субботу на территории лагеря «Антипилорама» состоялся вечер патриотической песни, который стал выразительным контрастом по сравнению с пошлостями, доносившимися с главной сцены «Пилорамы». Здесь в это же время шел «рок-концерт»: звучали матерные и экстремистские песни – например, композиция группы «Телевизор» под названием «Твой Путин – фашист». И все это, заметим, на бюджетные деньги. Тут у краевой администрации явный перебор по части поддержки развития гражданского общества. Может быть, самовыражаться подобным образом лучше дома и за свой счет?

Тем более что противников таких форумов предостаточно. За три дня лагерь «Антипилорама» посетили более тысячи человек.

– Это было просто удивительно, – говорит один из организаторов «Антипилорамы» Сергей Виллисов. – Люди шли нескончаемым потоком, порой даже выстраивалась очередь из желающих посмотреть нашу выставку. Люди спрашивали о целях выставки, целях нашего движения. Узнав, что мы защищаем правду об истории СССР и нашего народа, высказывали слова благодарности.

Активисты движения «Суть времени» приняли участие во всех дискуссиях на «Пилораме», корректно и аргументированно высказывали свою позицию. Но, как выяснилось, их оппоненты претендуют на монополию в трактовке демократических ценностей, а заодно и оте-чественной истории.

– Как оказалось, организаторы «Пилорамы» очень негативно относятся к любой альтернативной точке зрения, – отмечает активист Свердловского отделения движения «Суть времени» Артем Брусницын. – Мы стояли у входа в «Пермь-36» и раздавали наши газеты. Нас шесть раз пытались выгнать, обещали позвать милицию.

Возникает вопрос, где же свобода слова, о которой так кричат граждане правозащитники на «Пилораме»?
Да и само место для гражданской активности, надо сказать, выбрано не особенно удачно. Потому что подтасовки имели место еще при создании комплекса «Пермь-36». Описания типа «единственный сохранившийся в стране законченный комплекс лагеря времен сталинского ГУЛАГа» весьма далеки от истины. Экспонаты собирали по местам массовой отсидки, заборы-бараки отстраивали заново.

Как известно, зона в Кучино появилась в 1946 году. С 1953 года она стала «красной». Места на нарах заняли виновные в перегибах на местах – работники прокуратуры, милиции, суда, КГБ и МВД. В лагере появилась производственная зона – деревообрабатывающие мастерские, «легкий труд». В зону строгого режима для «политиков» ВС-389/36 лагерь превратился только в 1972 году. В 1980 году в 300 метрах от зоны строгого режима появилось новое подразделение – участок особого режима для политических рецидивистов. «Политики» собирали утюги вплоть до ликвидации политзоны в 1987 году. Последние заключенные покинули лагерь в 1992 году. Спустя 3 года «Пермь-36» получила статус мемориального музея.

Но как «развивать» такой музей? Политзеки образца 1937 года и более ранних призывов здесь не бывали. Насчет сохранности комплекса вопрос тоже спорный. В описаниях музея то и дело мелькают глаголы: восстановлено, воссоздано, реконструировано. Например: в жилом бараке в зоне особого режима воссозданы интерьеры камер, кабинеты начальника участка, опер-уполномоченного и т.д. А пожар 2003 года? Согласно отчетам пожарных, в результате возгорания здание деревянного музея 1969 года постройки – барак особого режима – сгорело полностью.

Именно поэтому, кстати, так странно выглядят среди экспонатов бывшие узники совести. Когда они шлепают ладошкой по новоделу со словами «вот на этих нарах я и сидел», поневоле вспоминаешь Станиславского. В бараке, отстроенном заново в XXI веке, и в робе, привезенной из Воркуты? Не верю!

После подобных «опознаний» посетитель осознает: на самом деле перед ним как бы лагерь, якобы барак… И, соответственно, типа «гражданский форум».

 

 



Партнеры