В этой связи хочу поделиться своими мыслями об основных подходах, которые, на мой взгляд, должны в обязательном порядке учитываться при планировании работы Совета и в практической деятельности.
В Перми есть опыт взаимодействия власти и общественности в сфере национально-религиозной проблематики. Не первый год у нас реализуется программа «Общественное участие», ведется проектная деятельность, конфессиям и национально-культурным автономия оказывается содействие в решении важных для них вопросов. Кроме того, в Прикамье и в городе Перми уже 15 лет успешно действует Межконфессиональный консультативный комитет – в том числе и как диалоговая площадка для власти и общества.
Однако надо признать честно, что системного подхода к процессам, происходящим в сфере межнациональных отношений, у нас нет. Нет серьезной аналитической школы, можно говорить лишь об отдельных специалистах. Имеется и разновременная социология, и хотя исследования не стоят на месте, но вопрос применения их результатов, особенно в прикладной плоскости, остается весьма актуальным.
Сегодня федеральный закон обязал муниципалитеты предметно заниматься межнациональными и межконфессиональными вопросами. Отсюда, естественно, возникает ряд задач. Важно, к примеру, определить место и роль органов местного самоуправления в процессе профилактики внутри- и межэтнических конфликтов на территории Перми. Потому что силовики эту работу ведут, а быть пятым колесом в телеге мы себе позволить не можем. Следовательно, речь нужно вести о содействии профессионалам в рамках своих полномочий и возможностей и, конечно, с учетом культурных, этнических, социальных особенностей городского народонаселения.
Считаю важным объединить под эгидой Совета национальную и религиозную составляющую. Огромное количество процессов внутри этнических общин тесно переплетаются с религиозными. Это имеет отношение как к традиционным этническим образованиям на территории города, так и к сформированным недавно или только находящимся в стадии своего зарождения. Роль и значение представителей традиционных конфессий в деле интеграции в городское сообщество вновь прибывающих этнических групп и «единоверцев» невозможно переоценить.
У меня нет сомнений в важной созидательной роли наших национально-культурных автономий, история существования некоторых охватывает уже несколько десятилетий. Практически все они базируются на территории города Перми, формы их работы уже составляют определенный уклад. Необходимо внимательно, взвешенно, без перегибов оценить и совместно определить направления их работы в дальнейшем. В частности, выделяю здесь представителей тюркоязычных народов, наших татар и башкир и их потенциальные отношения с гражданами Узбекистана и Кыргызстана, которые формируют значительную часть миграционного потока в город.
Необходимо учитывать также, что граждане Таджикистана, выделяясь по численности среди мигрантов и не имея длительной «исторической» привязки к пермской городской среде, создают определенные зоны напряжения в процессе социальной адаптации – как по месту проживания, так и в местах трудовой занятости. «Организующего и направляющего» звена с историческими корнями у них здесь просто нет, и с этим феноменом надо считаться и учитывать его в работе.
Уверен, что представители других национально-культурных автономий и диаспор, традиционно играющие стабилизирующую роль в межнациональных отношениях на территории Перми, могут, со своей стороны, предложить новые направления межнационального взаимодействия.
Считаю крайне необходимым глубокое изучение структуры и динамики миграционного потока в город Пермь, не подменяя при этом, естественно, УФМС России по Пермскому краю. Ни в коем случае. Но для эффективности наших управленческих решений, нам важно знать, к примеру, какова возрастная структура миграционного потока в разрезе этнических групп и прогноз по ее изменению, каким образом будет проходить здесь взаимодействие разных этнических кланов (особенно если между ними был конфликт на родине). Или, допустим, каким образом нам придется регулировать отношения с населением, которое прибывает из достаточно напряженного, полиэтнического региона Ферганской долины. Какую специфику надо учитывать и как использовать решения в практической плоскости, когда мы имеем дело с прибывающим населением стран Южного Кавказа. И так далее.
Актуальными остаются вопросы о местах локального проживания тех или иных этнических групп на территории города. И здесь нет стандартных вариантов в отношении судьбы их дальнейшей дислокации.
Сложный вызов начинает испытывать система дошкольного и особенно школьного и среднего специального образования в городе Перми. События января этого года, связанные с попыткой организации бойни (иначе не назовешь) на национальной почве с запуском призывов к ней через социальные сети, – более чем серьезная проблема. К комплексной работе с «национальным фактором» система образования у нас в полной мере не готова, спасают пока традиционные устои советского интернационализма и относительно небольшое присутствие детей из вновь прибывающих миграционных групп из стран ближнего зарубежья.
Резюмируя, подчеркну: Пермский городской округ, власти города Перми находятся в условиях непростого выбора путей дальнейшего развития межконфессиональных и межнациональных отношений на фоне нарастающего миграционного потока. Надо всесторонне проанализировать международную практику, в том числе практику стран СНГ во всех вариантах «ужесточения» и «либерализации» миграционного законодательства. И хотя это прерогатива федеральных органов власти, свое понимание специфики миграционных процессов мы тем более должны и обязаны продвигать через наши возможности в Приволжском федеральном округе, Государственной Думе РФ и в других федеральных структурах.
Мы сознательно готовы создать условия для полноценного обсуждения вышеуказанных проблем. Причем результаты этого обсуждения нужно использовать на практике максимально взвешенно, осторожно, руководствуясь принципом «не навреди». Обращаюсь к ученым, к общественности города Перми и Пермского края, к представителям других регионов с просьбой принять участие в диалоге.
Хорошим примером может послужить дискуссия, которая «самоорганизовалась» в социальных сетях по итогам проведенного нами «круглого стола», на который была вынесена тема создания Совета по межконфессиональным и межнациональным отношениям при Пермской городской Думе. Мнения там звучат самые разные. Сергей Мошкин из Екатеринбурга, доктор политических наук из Института философии Уральского отделения РАН, обозначил свою позицию о подходах к требованиям, которые должны, на его взгляд, предъявляться к мигрантам, въезжающим в страну, а также к способам и формам их социальной адаптации. С ним можно спорить, что-то принимать, что-то обсуждать, но на данном этапе для меня ценен сам факт – общественность, эксперты готовы разговаривать.
Одним словом, создавая Совет, мы решаем не просто формальную задачу, мы создаем действенный механизм координации. Важнейшим инструментом этого механизма должна стать соответствующая муниципальная программа. Уверен, что с помощью создаваемого Совета нам удастся выстроить систему эффективного взаимодействия между властью, конфессиями, представителями национальностей и их этнических групп с учетом того исторического опыта, который есть в Перми.