– Александр Иванович, давайте начнем с трагического события, произошедшего в ночь на 10 октября в Западном Бирюлеве, когда уроженцем Азербайджана был убит Егор Щербаков. После этого жители Москвы потребовали скорейшего расследования убийства, закрытия Покровской овощной базы, являвшейся домом для нелегалов и рассадником преступности, ужесточения миграционной политики. Что делается в Пермском крае для предупреждения подобных чрезвычайных происшествий?
– Прокуратурой края во взаимодействии с правоохранительными органами и органами государственной власти в последние годы принимаются организационные меры, направленные на недопущение любых чрезвычайных происшествий и конфликтных ситуаций с участием иностранных граждан и иных лиц, временно пребывающих на территории края. Такие меры, в первую очередь, направлены против лиц, организующих подобные «овощные базы», т.е. места массового проживания иностранных граждан на производственных объектах, против массовой регистрации их в «резиновых квартирах», на «резиновых рынках» и других объектах.
Поводами и причинами возникновения межнациональных конфликтов в большинстве случаев являются: незаконное пребывание в конкретной местности иностранных граждан и иных лиц, временно пребывающих на территории (включая граждан Российской Федерации), осуществление ими трудовой и иной деятельности с нарушением законодательства РФ, неправомерное поведение их в местах временного пребывания.
Взаимодействие органов государственной власти всех уровней и правоохранительных органов в целях устранения нарушений закона, соблюдение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, организация должного государственного контроля – залог обеспечения законности в межнациональной сфере.
– Каково у нас состояние преступности в межнациональной сфере?
– Благодаря скоординированной работе государственных, правоохранительных, надзорных органов ситуация в межнациональной сфере в Пермском крае в целом стабильная. За 9 месяцев 2013 года иностранными гражданами на территории края совершено 256 преступлений (за тот же период прошлого года – 283). Это 0,6% от общего количества преступлений, совершенных на территории края за этот период. Наибольшее количество преступлений совершено против собственности – 33,6%. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка, связанные с оборотом оружия и наркотических средств, составляют 29,3% от общего числа совершенных иностранными гражданами. Преступления против личности (ст.ст.105–132 УК РФ) составляют 7%.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 91 преступление – это 0,2% от общего количества преступлений, совершенных на территории края за 9 месяцев. Основную долю составляют имущественные преступления – 58,2%, на втором месте преступления против жизни и здоровья (ст.ст.105–111 УК РФ) – 15,4%.
Незначительное число преступлений, совершенных иностранными гражданами либо в отношении них, обусловлено эффективной работой правоохранительных органов во взаимодействии с представителями национальных диаспор и религиозных лидеров, профилактической работой с иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Однако даже при относительно благополучной уголовно-правовой статистике по противоправным деяниям с участием представителей этнических групп проблемы профилактики в межнациональной сфере мы относим к разряду первостепенных. Ведь спровоцировать межнациональный конфликт может и рядовое ДТП.
Примеры, характерные для большинства регионов РФ, заставляют всех нас всерьез задуматься о проблемах в сфере межнациональных отношений, обусловленных, в том числе, миграционной политикой на местах.
За 9 месяцев текущего года на миграционный учет по месту пребывания в крае поставлено 67 900 иностранных граждан и лиц без гражданства (на 7,5% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года). В их числе – 45 518 трудовых мигрантов, что значительно превышает потребность края в дополнительных трудовых ресурсах и квоту, установленную правительством Российской Федерации для Пермского края. Квота на привлечение в 2013 году к труду иностранных граждан в Прикамье – 18 800 разрешений.
– Какова результативность проводимых мероприятий?
– Только в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный мигрант» с 12 по 19 августа 2013 года, направленного на проверку мест концентрации и компактного проживания иностранных граждан, выявлено более 800 нарушений законодательства, по решению судов за пределы Российской Федерации выдворено 120 иностранных граждан. Мероприятия проводились УФМС совместно с ГУ МВД России по Пермскому краю.
В целом органы миграционного контроля и правоохранители активизировали совместную деятельность по пресечению незаконной миграции. За 9 месяцев по материалам УФМС России по Пермскому краю судами приняты решения о выдворении за пределы страны 429 иностранных граждан – на 141% больше, чем в прошлом году.
За это же время УФМС принято 880 решений о закрытии въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан. Это в 2,6 раза больше, чем за 9 месяцев прошлого года.
Положительной оценки в 2013 году заслуживает практика представления Управлением ФМС России по Пермскому краю заключений о целесообразности привлечения работодателями к труду иностранных работников на стадии формирования квот. По результатам рассмотрения заявок работодателей Управление отказало в привлечении иностранных работников 22 организациям на общее количество 1419 человек, 175 работодателям пришлось сократить объемы привлечения трудовых мигрантов – в общей сложности более чем на 15 000 человек.
К сожалению, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления работа в данном направлении не проводится. Вследствие их недоработок потребности региона в трудовых ресурсах формируются с нарушением законодательства Российской Федерации. Нарушается и законодательство, регламентирующее порядок въезда на территорию края. На этих этапах и формируются условия для последующей легализации незаконного пребывания иностранных граждан на территории России.
– Александр Иванович, что делается, чтобы изменить в крае миграционную политику, которой недовольны наши граждане?
– Пермский край – один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации, на его территории проживают представители более чем 125 национальностей. В крае наблюдается рост численности представителей народов Кавказа и Средней Азии.
Анализ состояния законности в этой сфере свидетельствует о массовом характере латентных нарушений миграционного законодательства на территории края.
Мы убеждены, что в профилактике нарушений закона должен использоваться весь спектр полномочий и возможностей правоохранительных органов. В соответствии с решением недавнего координационного совещания, одной из форм противодействия незаконной миграции и организации незаконного пребывания на территории Российской Федерации нелегалов является применение мер уголовно-правового характера – в первую очередь, в отношении организаторов такого рода деятельности. Результаты этой работы будут систематически (ежеквартально) анализироваться прокуратурой края.
Постановлением координационного совещания выстроена четкая цепочка согласованных действий, направленных на обеспечение законности в миграционной сфере.
– Какова роль и степень участия в этой деятельности органов государственной власти?
– Состояние законности в этой сфере во многом зависит от реализации органами государственной власти мер правового и управленческого характера, в том числе направленных на совершенствование законодательства РФ. Важное значение в указанной деятельности должно придаваться вопросам профилактики нарушений законодательства.
По результатам координационного совещания администрации губернатора Пермского края предложено провести мониторинг исполнения утвержденной Законом Пермского края от 13.01.2009 №378-ПК целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы за весь период ее действия. Результаты мониторинга должны послужить правовой основой новой программы, направленной на совершенствование работы органов власти края по предупреждению межнациональных конфликтов, создание эффективных механизмов их урегулирования, мониторинг состояния межнациональных отношений, недопущение проявлений национального и религиозного экстремизма, пресечение деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу.
Управлением ФМС России по Пермскому краю совместно с органами внутренних дел должен быть проведен полный анализ законности пребывания на территории края иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в 2013 году. Должна быть проверена законность их проживания на производственных объектах и в иных местах, не отвечающих требованиям жилищного законодательства.
– Судя по внесенным по инициативе прокуратуры края в адрес органов государственной власти предложениям, не все проблемы в сфере профилактики решены?
– К сожалению, на данном этапе органами власти в крае не принята Программа по противодействию экстремизму, о разработке и принятии которой ведется речь с 2009 года. Эта Программа могла бы стать составной частью новой программы развития и гармонизации национальных отношений.
В долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013 – 2016 годы», утвержденной Постановлением правительства края 7 мая 2013 года, вопросам противодействия экстремизму не уделено должного внимания. Мероприятий, направленных на реальное противодействие экстремистской деятельности, в ней вообще нет.
На сегодняшний день в крае не обеспечено должное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти края на стадии формирования квот на привлечение иностранных работников. В результате допускаются существенные нарушения законодательства при привлечении к труду иностранных граждан, происходит вытеснение коренного населения из традиционных отраслей экономики.
В крае не приняты нормативные акты, регламентирующие порядок (правила) определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении к трудовой деятельности иностранных работников в соответствии с Постановлением правительства РФ от 12.09.2013 №800, которым данные вопросы регламентированы лишь на федеральном уровне.
Полагаем, что правительством Пермского края будет разработан правовой акт, регламентирующий порядок (правила) определения потребности в трудовых мигрантах. В нем должны найти отражение вопросы взаимодействия органов государственной власти края с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления при решении значимых для каждой из территорий вопросов.
Хочу подчеркнуть: основу незаконной миграции образуют экономические интересы лиц, получающих прибыль за счет дешевой рабочей силы. Поставка иностранных работников в экономически развитые регионы – это бизнес, который приносит значительную выгоду. Одним из способствующих факторов в данной части бизнеса является коррупция. Назрела пора правительству Пермского края проанализировать рынок трудовой занятости иностранных граждан в регионе. Считаем, что реализация данных мер позволит обеспечить межнациональное согласие, соблюдение законности, защиту прав и интересов граждан всех национальностей и вероисповеданий на территории края.
– А какие решения, на ваш взгляд, должны быть приняты на федеральном уровне?
– Должны быть упразднены либо полностью пересмотрены вследствие их несовершенства институты квотирования и миграционного учета иностранных граждан. Сегодня у нас обеспечивается более льготный режим пребывания на территории РФ трудовых мигрантов, чем у граждан России, временно пребывающих в других регионах в поисках работы.
Убежден, что на иностранных граждан должен в полной мере распространяться порядок регистрации по месту пребывания и по месту жительства, установленный Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах страны.
Вместе с тем, несовершенство законодательства не может служить оправданием просчетов и упущений со стороны должностных лиц, быть препятствием в укреплении законности в сфере межнациональных отношений. Потому что органы государственной власти и местного самоуправления, не принимающие надлежащих мер к защите национального рынка труда и приоритетному использованию собственных трудовых ресурсов, способствуют ущемлению прав граждан Российской Федерации.