Родина евразийской идеи

95 лет назад Пермь стала одним из мест зарождения теории евразийства, а теперь может стать базой для ее развития

Каждое воскресенье в программе «Пермия» на радио «ЭХО Москвы в Перми» идет разговор о малоизвестных страницах истории нашего края. Очередная передача была посвящена одному из основателей евразийства, историку Георгию Вернадскому (сыну академика Владимира Вернадского), который в 1917-1918 годах жил и работал в Перми. Впоследствии Вернадский стал всемирно известным ученым. Правда, в России про него и его теорию только начинают узнавать.

95 лет назад Пермь стала одним из мест зарождения теории евразийства, а теперь может стать базой для ее развития

Как утверждает кандидат исторических наук Михаил Нечаев, за последние 20 лет на нашу страну обрушилось много новой, ранее недоступной информации. Такова, например, теория евразийства, причем в разных вариантах: «радикальное» евразийство, умеренное, первая волна, вторая, а теперь уже и третья пошла. Пока складывается ощущение, что наша интеллектуальная элита все это переварить не в состоянии. Западные университеты десятки лет преподают русскую историю по книгам Георгия Вернадского. На русском языке они стали доступны в 1997 году, но академическая общественность абсолютно не принимает взгляды Вернадского, его концепции не вошли в наш историографический поток. Да и в России вообще больше известен его отец – академик Владимир Вернадский.

Отец и сын

Владимир Иванович Вернадский закончил Санкт-Петербургский университет, а его сын – Московский, отличаются и их научные исследования. Старшего Вернадского очень хорошо знают во всем мире, и не только потому, что он лауреат Сталинской премии 1943 года. Он создатель многих наук, основоположник геохимии и биогеохимии. Владимир Вернадский заложил основы науки об атоме, известен как создатель таких научных понятий, как биосфера и ноосфера. Кроме того, академик Вернадский был основоположником военно-стратегического могущества страны. Владимира Вернадского можно назвать последним представителем ученых возрожденческого типа, все его работы носят комплексный характер. Его именем даже назван минерал. Кстати, Владимир Вернадский тесно связан с Уралом, правда, с Челябинской областью: он создал в Ильменских горах ежегодную радийную экспедицию, открыл там пять минералов, возглавлял радийный институт.

Сын, Георгий Вернадский, был известен в нашей стране узкому кругу интеллектуалов. За границей его знают гораздо больше, потому что он открыл западу русскую историю. Ученый прошел долгий путь, который начался в Перми, а завершился в Йельском университете – там Георгий Владимирович преподавал русскую историю с 1927 по 1953 год. Потом ушел на почетную пенсию, создал знаменитый пятитомник «История России от начала до конца». Его «Краткий курс истории России» стал основополагающим учебником для всех западных университетов. Кстати, он одним из первых написал в 1931 году научную биографию В.И. Ленина. Георгий Вернадский – это человек, которого в нашей стране еще только предстоит открыть.

«Пермский период» Георгия Вернадского

Историю тех лет вспоминает Гульсина Селянинова, руководитель центра «Устной истории», кандидат исторических наук:

– В период с сентября 1917 до августа 1918 Георгий Вернадский преподавал на кафедре русской истории историко-филологического факультета Пермского университета, оказавшись в Перми практически случайно. Его пригласили летом 1917 года в Омский политехнический институт на кафедру русской истории. В начале сентября он выехал с супругой Ниной, но доехал только до Перми, потому что началась железнодорожная забастовка. Остановились в гостинице, познакомились с профессорами ПГУ. Те с большим дружелюбием восприняли приезд Вернадского: им оказался нужен профессор новой русской истории. Георгий Владимирович с радостью согласился, оговорив, что в конце октября ему будет необходимо съездить в Петроград. На 22 октября была назначена защита его магистерской диссертации «Русское масонство при Екатерине Второй», причем одним из научных руководителей был знаменитый Ключевский.

Это была последняя диссертация, защищенная до Октябрьской революции 1917 года.

25 октября Вернадский отправился в обратный путь и только в Перми узнал о перевороте. В Перми Вернадский принимает участие в конкурсе на замещение вакантной должности профессора. О его работах хорошо отозвался российский интеллектуальный исторический бомонд того времени.

Вернадский писал, что в Перми с самого начала ему очень понравилось. Помимо вдохновлявшей его преподавательской деятельности, тут сложился хороший круг тесного дружеского общения. Он принимал активное участие в деятельности интеллектуального сообщества города. В университете было создано «Общество исторических, философских и социальных наук». Серьезная интеллектуальная среда слушала доклады, которые затем публиковали в сборнике. Редактором первого из них летом 1918 года выступил Георгий Вернадский.

В стране шла гражданская война, и ученые не могли оставаться в стороне от вопросов, которые обсуждали в обществе. Эти реалии возникали на страницах научных статей, острые темы обсуждались на заседаниях общества. Были попытки понять, что происходит со страной, которая рушилась. Ученые, получая маленькое жалование, даже были вынуждены заниматься мешочничеством – менять в деревнях личные вещи на продукты, но писали научные статьи и рассуждали о судьбе российского государства в прифронтовом городе Перми.

В Перми Георгий Вернадский пережил глубокую духовную трансформацию. Он писал: «Можно сказать, что в Перми я вернулся к церкви». Это было связано с переживаемой исторической ситуацией, а может быть, со спецификой пермской духовной среды, с тем влиянием, которое имел Владыка Андроник. В частности, Вернадский пишет об интердикте (запрете на церковные службы) в Перми: «Верующие собрались в большем, чем обычно, количестве, чтобы предотвратить намечавшийся арест Владыки. Мы с Ниной были в церкви. Большевики не решились арестовать Андроника при выходе его из церкви, но арестовали его при возвращении в архиерейский дом. Владыка Андроник наложил интердикт на все церковные службы и требы в его епархии. Это распоряжение оказалось неосуществимым: верующие не могли оставаться без церкви и обратились к викарному епископу (Феофану). Тот своей властью отменил интердикт. Большевики посадили Андроника в тюрьму, а позже убили».

Вернадский пишет: его предупредили в мае 1918-го, что ЧК собирается его арестовать (пермской интеллигенции удалось устроить в ЧК своего человека). Ситуация была непредсказуема, поэтому Вернадские оказались в деревне Быковка, подальше от цивилизации – это была попытка скрыться от ареста. Затем Вернадские решили уехать в Москву и на юг – в Харьков, Полтаву, чтобы вернуться к 26 августа 1918 года, к началу занятий в университете. Несмотря на то, что они оставили здесь личные вещи, в Пермь они не вернулись.

Потом он работал в Крымском правительстве, занимался вопросами образования. Когда Крым был взят красными, Георгий Вернадский эмигрировал сначала в Константинополь, затем в Афины, где работал в учебных заведениях. Потом была Прага и работа в университете. В 1927 году его приглашают в США, где до 1953 года, до самой пенсии Вернадский работал в Йельском университете. Там он становится научной звездой, его работы переводятся на многие языки мира, но в советской России о нем не знали…

Евразийство и Пермь

Об идее евразийства и вкладе Перми в ее развитие рассказывает Олег Лушников, руководитель центра евразийских исследований при Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете, кандидат исторических наук:

– Евразийский взгляд на российскую историю, панорамный подход к истории человечества, безусловно, относится к той исторической школе, которую представляет бывший преподаватель Пермского университета, после – один из ведущих мировых историков Георгий Вернадский. Теория евразийства – это синтез Востока и Запада, синтез многих народов, религий и культур, спаянных единой судьбой. Речь идет об особой специфике российского государства, его роли в мире, в истории.

Вернадский подметил особенности нашего развития в экономике, в политике, в социальных отношениях. В этом же направлении работали известнейший культуролог князь Трубецкой, геополитик и экономист Савицкий, многие другие интереснейшие авторы. Именно в Перми Георгий Вернадский опубликовал одну из первых своих работ на эту тему. Идеи Вернадского были продолжены работой Тарновского «История от Великого Новгорода до Великого океана». Рукопись находится в Перми, но не опубликована до сих пор.

Главная особенность евразийства – взгляд на Россию не как на задворки Европы, а как на мейнстрим мировой истории и суть Евразии. Не как на особую цивилизацию, а как на одну из основных арен развития мировой истории. Именно отсюда возникали все великие державы, которые коренным образом меняли историю мира. Пока Россия находится в тех евразийских границах, в которых она есть сейчас, идея евразийства – это естественная национальная идея. Сама геополитическая ситуация положения России в Евразии неизбежно приводит к необходимости иметь четкую евразийски-ориентированную политику, в этом суть нашей национальной безопасности.

Мы наблюдаем попытки государства активно использовать евразийские идеи и во внутренней, и во внешней политике (участие в контактах внутри Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, сохранение национальных культур внутри РФ, толерантность при сохранении централизованного государства и единой политики). Это далеко не все, что должно было бы быть, – в частности, пока не находит отражения теория экономической безопасности, которую развивал Савицкий: Россия находится в очень серьезной зависимости от поставок продовольствия из других стран, мы не настолько развиваем российскую экономику, как следовало бы, и это может однажды сыграть с нами злую шутку.

Не так давно в Перми состоялась конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Георгия Вернадского. Это была попытка открытой площадки, диалога консервативных, либеральных мыслителей современности, обсуждение их патриотических идей, ситуаций, которые сложились в современной России. «Пути развития России в истории современности» – таков был подзаголовок конференции в гуманитарно-педагогическом университете. Конференция нашла отклик во многих городах России: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Кургане, Саратове, даже Улан-Удэ. Было много интересных докладов по разным аспектам исторического своеобразия русского пути и особенностях отношений этнических, о толерантности, развитии современных экономических и политических ситуаций. Это был комплексный диалог историков, политологов, философов, культурологов.

Мы заложили хорошую площадку на будущее. Пермь может стать базой для диалога представителей разных дисциплин и взглядов, чтобы найти некое примирение и возможность услышать друг друга, а главное – решить, куда и как дальше двигаться России. Участники конференции высказали пожелание сделать ее не разовой, а периодической, хотя бы раз в два года проводить такие масштабные форумы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру