С ветерком, но без шашечек

Прокуратура фиксирует множество нарушений у лицензированных такси. Про нелегалов и говорить нечего

С тех пор как по просторам родины разъезжали штучные «Антилопы Гну» под управлением трепетных Козлевичей, много воды утекло. Да и по сравнению с эпохой развитого социализма роль такси в нашей жизни кардинально изменилась. По сути, таксомотор из элемента красивой жизни превратился в услугу повседневного спроса.

Прокуратура фиксирует множество нарушений у лицензированных такси. Про нелегалов и говорить нечего

Афоризм известного киноперсонажа опровергла сама жизнь. Наши люди в булочную на такси таки ездят. Опаздывающие граждане ездят на работу, пенсионеры, которым трудно передвигаться по гололеду, – в поликлинику. Так что качество этой услуги без всякого преувеличения касается каждого. И наоборот – любой автовладелец, у которого возникли временные трудности, в любое время может выехать «бомбить».

Законодатель вполне закономерно принял меры для того, чтобы ввести этот бизнес в легальное русло, обеспечить пассажирам безопасность, а бюджету – налоговые поступления. В результате было введено разрешение деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, а с ним и уполномоченный орган на выдачу такси разрешения. В нашем случае эти функции были возложены на краевое министерство транспорта и связи. И, наконец, на федеральном уровне были сформулированы обязательные требования, которые касаются внешнего вида и технического состояния машин, опыта водителей и еще многих параметров.

При этом кое-что изменилось и для пассажиров. Например, в левобережной Перми средняя поездка по городу, без фанатизма и заезда в Закамск, подорожала рублей на 20-30. Никаких дополнительных услуг при этом не появилось – ни счетчиков, ни улучшенного обслуживания. Не замечено ни увеличения доли высококлассных водителей, ни числа вымытых машин, ни перемен в музыкальных приоритетах таксистов. Минута ожидания пассажира подорожала с трех до пяти рублей. Но за опоздание такси, невыполнение заказа по-прежнему никто не отвечает – ни рублем, ни морально, ни по закону.

И, что самое интересное, клиент таксомоторной фирмы понятия не имеет, какими услугами он пользуется, – лицензированными или нелегальными. Больше того, вызывая такси по телефону или через интернет, граждане не знают, с какой компанией-перевозчиком они имеют дело, каков ее юридический адрес и где искать эту самую лицензию.

– Вызвала я такси, как обычно, через интернет, – пожаловалась в редакцию одна из читательниц. – Заказ приняли, машина приехала. Но оказалось, что водитель не знает города и плохо говорит по-русски. Долго искал адрес по карте, потом начал выяснять у диспетчера, откуда лучше подъехать. Но, судя по маршруту, указаний диспетчера не понял. В итоге он высадил меня в полутора кварталах от нужного дома перед пустырем с колючей проволокой, сказав, что ближе подъехать нельзя. Хотя с другой стороны можно было подъехать по асфальту до самого подъезда. Объясниться на тему оплаты такой «услуги» мне с ним не удалось, выяснить, куда жаловаться, – тоже. В фирме, которая принимала заказ, мне объяснили: у них только диспетчерская, претензии по качеству услуг – не к ним. Раз машина приехала, они свою работу выполнили и больше ни за то не отвечают. А кто отвечает?

В последнее время этим вопросом заинтересовались надзорные органы. Прокуратурой Пермского края обобщена практика исполнения в Пермском крае законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. С привлечением ряда прокуроров городов и районов проведены проверки исполнения закона органами полиции и хозяйствующими субъектами, а также министерством транспорта и связи края.

Как выяснилось, процесс выдачи разрешений идет хорошо. С октября прошлого года министерством транспорта и связи края хозяйствующим субъектам выдано более 3000 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковыми такси. Наибольшее число разрешений получено перевозчиками Перми, Кунгура, Чусового, Добрянки, Соликамска, Лысьвы, Березники, Чайковского, Краснокамска. Но, как выяснилось, проблемы на этом только начались.

– Легализовав свою деятельность, не все перевозчики обеспечивают соблюдение требований безопасности перевозок, – комментирует старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры края Светлана Гайнутдинова. – По результатам прокурорских проверок легальных перевозчиков выявлен целый «букет» характерных нарушений. В их числе – использование в качестве такси транспортных средств, не обозначенных цветографическими схемами; нарушение периодичности технических осмотров транспортных средств; неисполнение требований об обязательном прохождении водителями предрейсовых медосмотров; допуск к управлению транспортными средствами водителей без оформления трудовых отношений и в отсутствие медицинского освидетельствования водителей, а также водителей со стажем менее 3 лет; не заполнение или ненадлежащее оформление путевых листов.

Прокурорские проверки уже выявили 69 нарушений закона, перевозчикам внесено 43 представления об их устранении. В отношении 9 хозяйствующих субъектов возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Административные материалы направлены в Арбитражный суд.

Но нарушения в сфере легального бизнеса – это только вершина айсберга. Самой большой проблемой в этой сфере является деятельность нелегалов. Они, кстати сказать, вовсе и не стремятся легализоваться – во-первых, нет желания платить налоги с реально получаемых доходов, а во-вторых, выполнять многочисленные требования, установленные для безопасности пассажиров. Из 347 перевозчиков, установленных прокурорскими проверками, имеют необходимые разрешения только 230. Соответственно, более трети – 117 перевозчиков – осуществляют деятельность без разрешения. Причем под перевозчиками в данном случае имеются в виду не отдельные «бомбилы», а целые фирмы.

Много интересного рассказали в прокуратуре и о диспетчерской деятельности.

– Деятельность большинства нелегальных перевозчиков осуществляется через диспетчерские службы на основании договоров о предоставлении информационных услуг, – говорит Светлана Гайнутдинова. – Либо такие услуги предоставляются без договоров. Проблема в том, что деятельность информационных служб, как правило, является легальной. Вместе с тем они, принимая участие в предоставлении услуги такси, не несут ответственности перед гражданами – потребителями услуги, в том числе за качество и безопасность пассажирских перевозок. Запрета на оказание информационных услуг перевозчикам, не имеющим разрешения, законом не предусмотрено, как и ответственности диспетчеров за некачественное оказание услуг. Это «белое пятно» в законодательстве создает возможность существования подобных диспетчерских служб, позволяет нелегальным такси организованно осуществлять пассажирские перевозки при отсутствии каких-либо разрешений на такую деятельность.

Органы полиции, в частности ГИБДД, принимают меры для пресечения нарушений в работе такси. Но, как отмечают в краевой прокуратуре, эти меры явно недостаточны – более того, неадекватны масштабам проблемы. Кроме того, ряд территориальных прокуратур отмечает отсутствие должного взаимодействия подразделений ГИБДД с минтрансом края, слабую работу по организации совместных рейдов с привлечением сотрудников других силовых структур, в том числе, при необходимости, и прокуратуры.

Не всегда должным образом проверяется поступающая информация о нелегальной деятельности. Кстати говоря, источником такой информации чаще всего являются добросовестные перевозчики – они-то систему видят изнутри.

В целях устранения нарушений отдельным руководителям территориальных отделов внутренних дел внесены представления. Обобщенные результаты прокурорских проверок стали предметом обсуждения в рабочей межведомственной группе по противодействию преступлениям в сфере экономики. В диалоге приняли участие представители минтранса края, Управления ГИБДД ГУ МВД по Пермском краю, ГУ МВД России по Пермскому краю, краевой ИФНС России, легальные перевозчики. Сейчас указанные ведомства совместно с органами внутренних дел и прокуратуры края нарабатывают практику пресечения деятельности нелегальных перевозчиков. Ее-то, видимо, как раз и не хватает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру