«Единая Россия» сегодня стоит на пороге серьезных перемен. Уже начавшиеся внутрипартийные выборы предстоит провести по принципиально новой системе. Она должна привести к партийным рычагам людей снизу – на основе реальных, не формализованных выборов. О том, как эта система будет реализована в Прикамье, мы беседуем с Андреем Климовым – сенатором, писателем и, что в данном случае особенно важно, одним из членов руководства партии.
– Андрей Аркадьевич, в каком качестве вы участвуете в отчетно-выборных мероприятиях в Прикамье?
– На минувшем съезде партии «Единая Россия» меня избрали членом Президиума Генерального совета партии – это один из ключевых руководящих коллегиальных органов. Но при этом как рядовой член партии я состою на партийном учете в Свердловском районе Перми.
После того как председателем партии стал Дмитрий Медведев, решено было кардинально изменить систему проведения отчетно-выборных конференций – с тем, чтобы на руководящие должности в партии выбирали либо по конкурсу, либо на основе альтернативных выборов при тайном голосовании. Кстати, нынешний руководитель нашего Президиума Сергей Неверов уже прошел через эту систему. Меня тоже избирали тайным голосованием. Так что на уровне высшего руководства партии система опробована. Теперь задача состоит в том, чтобы в наших первичных парторганизациях люди почувствовали эти изменения, попытались привести к партийным рычагам новых людей.
К сожалению, по инерции – а она неизбежна в партии, которой более 10 лет – многие ждали, кого «спустят» сверху – Москва на Пермь, из Перми в города и районы и далее в первички. Эта схема уже укоренилась, она вполне созвучна традициям ХХ века, и людям непросто от нее оказаться. Чтобы новая система заработала эффективно, Дмитрий Медведев попросил нас, членов руководства партии, посмотреть, что происходит в территориях, где мы избирались, поучаствовать в собраниях первичных организаций. Поэтому я, приезжая в край, каждый раз стараюсь посетить 2-3 первички.
– Как бы вы оценили внутрипартийную ситуацию в крае?
– Тут, к сожалению, дело не только в том, что «внутри». Как вы помните, в мае прошлого года в региональном отделении сменилось руководство. Геннадий Тушнолобов ушел – формально потому, что закончился срок его полномочий, а де факто – из-за позиции тогдашнего губернатора. Олег Чиркунов всегда подчеркивал, что не хочет иметь ничего общего с «Единой Россией» – поэтому партия в регионе развивалась далеко не в тепличных условиях. Это, кстати, не только моя точка зрения. Затем Олег Анатольевич посчитал, что у руководства региональным отделением должны быть более близкие ему люди. Эти люди пришли, но в результате партия в этот последний год по эффективности, работоспособности стала терять позиции.
Что касается Алексея Чибисова, который сейчас возглавляет партийную организацию края, он теперь занимает должность вице-премьера краевого правительства, а это очень большой объем работы. И мне кажется, было бы неправильно одновременно возглавлять региональное отделение партии – это скажется на эффективности и там, и там.
Так или иначе, уже в начале декабря на региональной отчетно-выборной конференции нам придется рассмотреть эту позицию. Наверно, надо подумать и о том, насколько эффективна у нас городская организация. Мнения есть разные. Повторюсь: на этот раз выборы будут проходить не для галочки, они имеют целью существенно изменить систему руководства партией, перенастроить ее так, чтобы кадры выдвигались снизу.
– Как вам кажется, насколько люди на местах настроены на перемены?
– Там, где я был, люди поначалу были не очень разговорчивыми. Они не сразу понимают, что я пришел не для того, чтобы увидеть инсценировку под названием «Внутрипартийные выборы». Ко мне походят, спрашивают: это лозунг такой, или мы можем на самом деле предлагать кандидатуры? Люди должны почувствовать, что это не игра во внутрипартийную демократию. Тогда и разговор идет по-другому. И такой разговор меня радует. Я вижу авторитетных в своей среде людей, которые понимают, что происходит, болеют за свой край. И это вселяет оптимизм. Думаю, что после новых выборов многое изменится, наша организация преобразится. Население это обязательно почувствует, и его поддержка будет выше. А это очень важно для любой политической силы.
– Противодействия новой системе не ощущаете?
– Речь ведь не о том, чтобы поменять всех руководителей от местной до региональной организации. Тот, кто выполняет свою работу, даже при наличии других кандидатов, при тайном голосовании все равно получит большинство.
Со стороны губернатора края чувствуем только поддержку. У меня есть ощущение, что Виктор Басаргин понимает: «Единая Россия» – серьезная сила, которая может быть помощником во многих делах в интересах жителей.
Некоторые руководители краевого уровня опасаются, что новая система может привести к партийной власти людей неадекватных. Но мы для того и выходим на собрания, чтобы убедиться: кандидатов знают, понимают, что выбирают лидера на ближайшие 5 лет. Наша задача – не отдать выборы на волю бюрократического подхода или на откуп популистам, которые пришли делать личную карьеру. Важно, чтобы такие нюансы видели и понимали на местах.
– Планируете продолжить эту работу?
– Да. До декабря, когда состоится региональная отчетно-выборная конференция, предстоит серьезная организационная работа. С одной стороны, нужно провести массу мероприятий, на которые нужно собрать огромное количество людей. С другой стороны, важно не «засушить» этот процесс, привести к партийной власти людей, которые готовы работать не для себя, а служить целям, обозначенным в Программе партии. Это непростая задача. Но, думаю, у нас все получится, и период партийной неопределенности в Пермском крае на этом закончится. Я, со своей стороны, сделаю для этого все, что от меня зависит.