– Михаил Ильич, какова криминогенная обстановка в Прикамье?
– В первом полугодии на территории Пермского края отмечен незначительный рост общего количества зарегистрированных преступлений. Есть, конечно, положительная динамика: снизилось количество преступлений против личности. На 9,3% зафиксировано снижение фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, количество преступлений, совершенных на бытовой почве, уменьшилось на 21,5%. Меньше стало убийств, истязаний, преступлений с использованием огнестрельного оружия. Но в общественных местах и на улицах преступность выросла. Мы это прогнозировали, однако жителям региона ведь это не объяснить. Каждый человек хочет чувствовать себя в безопасности, понимать, что он находится под защитой.
– А в связи с чем делался такой прогноз?
– Здесь простая арифметика. На протяжении последних пяти лет преступность в общественных местах и на улицах Пермского края снижалась. Но это не может продолжаться бесконечно. Свою роль сыграло и то, что в связи с сокращениями в прошлом году полицейских нарядов на улицах стало меньше. Мы пытаемся переломить ситуацию. В последнее время стали активно работать с частными охранными предприятиями. Каждое из них должно отработать определенное количество часов на улицах. У нас есть неплохой опыт работы с ними при проведении праздничных и общественно-массовых мероприятий. Помогают казачьи формирования, добровольные дружины.
– Каковы приоритеты в деятельности полиции в последнее время?
– Изменить ситуацию с безопасностью в общественных местах, об этом я уже говорил. Волнует наркотизация и алкоголизация общества. Почти каждое третье преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Более того, часто нетрезвый гражданин сам становится жертвой преступления. Огромное внимание уделяем ЖКХ и лесопромышленному комплексу. Причем сейчас акцент делаем на борьбу с промышленными, массовыми незаконными вырубками.
Еще одна важная составляющая нашей работы – обманутые вкладчики. В последнее время мы очень много слышим нареканий от них в свой адрес. Они требуют вернуть им сбережения и наказать организаторов финансовых пирамид. Процесс расследования таких дел очень долгий, это связано с большим количеством потерпевших и проведением ряда сложных экспертиз.
На сегодняшний день общее количество обманутых вкладчиков по всем возбужденным уголовным делам составляет около 13 тысяч. Больше всего люди пострадали от деятельности потребительских кооперативов "Ковчег", "Оберег", "Город" и "Кама-инвест". Сумма установленного ущерба от деятельности всех финансовых пирамид составила почти 800 миллионов рублей.
Граждане у нас доверчивые – считают, что из ничего можно сколотить большое состояние. На этапе "строительства" пирамиды ее организаторы редко прямо нарушают законодательство. Как правило, полиция получает легальный повод вмешаться в деятельность финансовых пирамид лишь на той стадии, когда вернуть деньги вкладчиков уже невозможно. Ведь изначально организаторы какое-то время поддерживают "доходность выше рыночной", с тем, чтобы сделать пирамиду максимально привлекательной и обеспечить постоянное расширение финансовой базы. С помощью недобросовестной рекламы и "сарафанного радио" пирамида позиционируется как высокодоходный и надежный проект для вложения средств.
Но, исчерпав возможности для привлечения новых вкладчиков, финансовая пирамида неизбежно рушится. При этом организаторы схемы присваивают значительную часть денежных средств. Вот на этом этапе люди начинают писать заявления в полицию.
Еще одно приоритетное направление и важная цель для полиции – навести порядок в самой системе. Без этого нельзя выполнить поставленные перед нами президентом и губернатором задачи.
– Как же будет проявляться наведение порядка в системе?
– Прежде всего, будем нещадно бороться с теми в наших рядах, кто совершил правонарушение или не может качественно помочь гражданам. Мы говорим об этом открыто и не собираемся скрывать факты. Есть отдельные сотрудники, которые, совершив дискредитирующий поступок, сводят на нет работу тысячи полицейских. Многое зависит и от средств массовой информации, которые любую оплошность полицейского возводят в степень и тиражируют в СМИ. Что же касается героического и самоотверженного исполнения служебного долга, то об этом быстро все забывают.
– Почти 25 лет вы отдали службе в органах внутренних дел. А как все начиналось?
– Не скрою, что решение пойти работать в правоохранительные органы возникло не сразу. После окончания Московского высшего технического училища имени Баумана пришел работать в научно-исследовательский институт, а там как комсомолец стал заниматься общественной работой – был направлен в оперативный отряд дружинников. Деятельность была напрямую связана с милицией. Мне понравилось, и постепенно возникла идея пойти работать в эту структуру. Начинал карьеру оперуполномоченным ОБХСС.
– Скоро пять лет, как вы, коренной москвич, служите в Прикамье. Успели полюбить Пермский край?
– За это время я действительно полюбил его. Здесь много культурных и исторических мест, в том числе и связанных с династией Романовых, архитектурных памятников. Удивляет природное богатство края. Очень понравились соляные шахты. Все это оставляет огромное впечатление. Начинаешь ценить богатство России, когда видишь его своими глазами.
В Пермском крае я стал вести более активный образ жизни – освоил катание на горных лыжах и сплав по рекам. В Москве эти виды спорта были бы невозможны. Нельзя не отметить и культурный уровень региона, очень нравится театр "У моста".
Пермь для меня – это второй дом. Когда я нахожусь в отпуске, меня тянет не в столицу, а именно в этот город.
– Тяжелее стало работать сотрудникам органов внутренних дел в последнее время?
– Мы работаем в новых условиях, идут еще притирки. За последний год поменялось очень много руководителей в подразделениях. Основная суть реформы: полицейский должен быть высокообразованным, грамотным, культурным сотрудником, который остро реагирует на все жалобы и заявления граждан. Полицейский должен повернуться лицом к заявителю. Что греха таить, есть сотрудники, которые не хотят вникать в проблемы людей, в рассмотрении обращений граждан присутствует формализм. Надо ломать эти подходы!
В целом наш коллектив вполне работоспособен. Уверен, что мы справимся со всеми поставленными задачами.