«Сомнительно ценными» организаторы митинга, среди которых председатель Союза художников России по Пермскому краю Равиль Исмагилов и председатель пермского отделения этого союза скульптор Рустам Исмагилов, сочли современные арт-объекты.
«Если дорог тебе твой край. Если ты уважаешь и ценишь его традиции и культуру, приходи на митинг 30 июня в 17 часов на площадь перед Драматическим театром. Здесь каждый может сказать своё слово против политики, навязывающей сомнительные ценности. Нам есть, чем гордиться – мы за свою культуру, против «красных человечков» и надкусанного яблока. Мы за пермскую культуру. Мы не против современного искусства. Мы не закрываем двери перед приезжими мастерами культуры, но против, чтобы пермская культура была падчерицей в собственном доме. Мы против, чтобы в культурной политике Прикамья правили варяги.
Мы против, чтобы бюджетные деньги обильно текли к московско-иностранным пришельцам, а местная культура довольствовалась объедками с барского стола. МЫы против, чтобы калечили души нашей молодёжи. Мы против, чтобы часть культуры, которая занимается планомерным воспитанием молодёжи, была в загоне, а процветали только пиар-проекты. Присутствие каждого очень важно. Пришло время объединиться», – пермские деятели культуры высказали наболевшее в листовке, призывающей прийти на митинг.
Митинговать творцы планируют не против «Белых ночей», а против самой системы. «Белые ночи» лишь повод – масштабное проявление того, что чуждо и противно душе культурного пермяка.
Однако и системе (то есть власти) есть, что сказать членам творческих союзов Перми. Министр культуры Пермского края Николай Новичков и заместитель председателя краевого правительства Борис Мильграм не раз упрекали творческие союзы в бездеятельности. В частности, об этом шла речь после скандальной VI отчетно-выборной конференции Пермского отделения Союза Театральных Деятелей России, где Мильграм и театралы спорили на тему здания, выделенного союзу.
– Союз театральных деятелей мотивировал необходимость предоставления им здания стремлением создать в нем дом актера, организовать уникальное для Перми культурное пространство. Однако за прошедший год для этого не было сделано ровным счетом ничего: здание пустует, никаких новых событий союз не создал, проводятся только традиционные мероприятия.
Эти мероприятия качественны, но никакого развития в них я не наблюдаю. Нужно создавать что-то новое, необычное, то, чего раньше не было в Перми. Тогда это будет интересно, будет привлекать внимание, вовлекать в культурную жизнь новых людей, – сказал на конференции Борис Мильграм.
Тем не менее сторонам удалось договориться: союзу был дан год на исправление. Немногим позднее Новичков заявил, что институт творческих союзов и вовсе изжил себя. Таким образом, два культурных лагеря Перми заняли позиции взаимного отрицания, а конструктивный диалог между ними бывает только в периоды редких перемирий.
Между тем «Белые ночи» в Перми не вызвали восторга не только у оппозиционеров. Недовольны проектом и простые пермяки, и гости города.
По результатам опроса, проводившегося перед стартом проекта, посетить «Белые ночи в Перми» планировали около полутора миллионов пермяков. На деле за три недели посещаемость мероприятий фестиваля составила всего 228 тысяч 930 человек (без учета мероприятий «Живой Перми»). 13 июня в своем блоге на wordpress Николай Новичков опубликовал данные о наполненности гостиниц в первые две недели «Белых ночей». «Гостиницы заполнены на 53%, что на 16% выше, чем в первую декаду июня прошлого года», – написал министр культуры.
Однако в мартовском интервью «МК в Перми» Новичков пророчил «Белым ночам» куда больший успех.
– Это попытка в течение месяца обеспечить серьезный вал приезжих. Не только чтобы мест не было в гостиницах, а чтобы и люди, сдающие квартиры посуточно, заработали, чтобы палаточные городки работали. После этого инвестору станет интересно вкладывать деньги в развитие гостиничного бизнеса в Перми.
– Смотрите сами: приехал человек на один день – оставил в Перми сто долларов, приехал на два дня – оставил двести долларов, приехала тысяча человек – за два дня потратила здесь двести тысяч долларов, и так далее. Здесь, конечно, много сложных материй, но в общем понятно, что делать, – пояснил тогда Николай Новичков.
По его словам, «Белые ночи» должны были стать первым серьезным шагом на пути к увеличению туристической привлекательности Перми.
– У нас есть такое понятие, как регионы-конкуренты. К ним относятся крепкие промышленные регионы: Свердловская, Челябинская области, Татарстан, Башкортостан и так далее. Везде турпоток приблизительно одинаков. Исключение составляет Казань, которая смогла привлечь к себе внимание празднованием тысячелетия города, универсиадой.
Но у них туристический поток тоже не в разы больше. К нам в год приезжает шестьсот тысяч человек, а туда миллион. Мы хотим, чтоб к 2020 году в Пермский край ежегодно приезжало 2,5 миллиона туристов. Это будет качественное изменение почти в пять раз, – поставил высокую задачу министр культуры.
Без расчетов понятно, что большая часть из 230 тысяч посетителей «Белых ночей» – пермяки. А 16%-ный рост турпотока вряд ли можно назвать «валом приезжих». Тем более что многие из них приехали в Пермь в качестве артистов, а не зрителей и, между прочим, тоже далеко не всем остались довольны. Так, екатеринбургский драматург Николай Коляда раздосадован тем, что пермские зрители не поняли его постановку «Гамлета».
– Приехали из Перми. Позавчера играли «Тарантул, мастер каллиграфии», вчера – «Гамлет». «Тарантула» приняли на «ура», аплодировали стоя. На «Гамлете» из зала в 200 мест во время спектакля и в антракте ушло 150 человек. В финале в зале сидело 50 человек. Выходить из зала пачками начали через десять минут после начала спектакля. Играем спектакль пять лет почти. Нигде не было такого, ни в одном городе. Играли, как всегда – ни лучше, ни хуже.
Наверное, мы сами виноваты. Надо было привезти какую-нибудь комедию. Но, надо сказать, городок этот – мама дорогая. Культурная столица, ага. Не буду ничего рассказывать ни про нравы внутри театра, ни про то, что на улицах происходит, в гостинице, в магазинах. Туши свет. Мрак полный. Дико депрессивный город. Бог с ними: пусть перекрашивают собаку в енота, строят коммунизм в отдельно взятом городском поселке – мне какое дело, – высказался в своем живом журнале драматург.
Таким образом, можно предположить, что 30 июня пермская культурная элита задаст руководству края немало «острых» вопросов.