«Мы против налога в 34%» – заявили пермские предприниматели, как и их коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Орла, Нижнего Новгорода, Пскова, Великих Лук, Ульяновска и Челябинска. Митинг против непомерно возросшего налога на фонд заработной платы прошел вечером 26 мая у здания Заксобрания.
Намерение федеральных властей повысить налог на фонд заработной платы вызывало недовольство представителей бизнеса еще тогда, когда поправка в соответствующий закон была, что называется, в проекте. Уже тогда проводились первые выступления предпринимателей. Сегодня, когда повышение налога – дело свершившееся, негодование существенно возросло.
Итак, до 2011 года налог на фонд заработной платы при применении традиционной системы налогообложения составлял 26%, по «упрощенке» и того меньше – 14%. Теперь, независимо от величины предприятия и размера его дохода, отдавать в казну придется более трети от того, что зарабатывают его сотрудники.
Российские власти привыкли пенять на то, что, мол, в России и так самые низкие налоги, а их повышение не то что не принесет вреда, но даже поможет зажиточным россиянам не расслабляться и мотивирует их к повышению конкурентоспособности своего предприятия и себя лично.
Оно, конечно, мотивирует: работать и бизнесмену, и его подчиненным теперь придется больше. И все для того, чтобы за вычетом всех расходов прибыль предприятия осталась на прежнем уровне, сохранились темпы развития компании, не упала зарплата сотрудников. Проше говоря: работать будем больше – получать так же. Смахивает на инфляцию. Только дешеветь будет не национальная валюта, а труд представителей этой самой нации. Нашей с вами нации.
К слову, о величине налога: Россия в отношении налогообложения фонда оплаты труда вовсе не демократична. До введения 34% налога мы, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, были вторыми в списке стран с высокой ставкой этого вида налогообложения. Наши 26% удалось переплюнуть только Венгрии, где налог на ФОП составляет 29,5%. Однако не все они выплачиваются государству работодателем. Часть суммы перечисляется из средств работника.
Если принимать во внимание только затраты бизнеса, России здесь не было равных и до того, как запахло 34%. В нашей стране все бремя налога на фонд оплаты труда лежит на плечах работодателя. В той же Венгрии предприниматель платит только 21%, в Швейцарии – 12,25% (еще 10,05 приходится на долю работника), в США – 6,2% (это соответствует величине налоговых обязательств сотрудника), в Южной Корее стороны трудового процесса также вносят в казну одинаковые величины – по 4,5%.
Только российские политики примерили на себя роль Робин Гудов и возложили налог целиком на бизнес. Забирать честно заработанное у тех, кто чуть успешнее остальных (не факт, что богаче, речь идет только о смелости открыть собственное дело), по всей видимости, не стыдно и в порядке вещей. Вот только бедным деньги не раздадут. Наверное, продолжат приводить дороги в состояние, соответствующее европейским стандартам. Никто не против отличных дорог и равнения на лучшие европейские образцы, однако наша власть перенимает опыт иностранных коллег очень избирательно: налогообложение у нас уникальное, дороги кладем по европейским технологиям, но с российским качеством.
Вернемся к местным событиям. Пермские предприниматели, пришедшие на митинг, уверены: для того, чтобы увеличить прибыль и поднять эффективность труда настолько, чтобы покрыть убытки от налога, потребуется время, причем немалое. Крупному и среднему бизнесу придется дополнительно заработать 8% фонда заработной платы, малому (именно владельцы небольших предприятий составляли львиную долю тех, кто пользовался упрощенной системой налогообложения) – 20%. Кто здесь находится в более выигрышном положении, сказать нельзя: чем больше предприятие, тем больше фонд оплаты труда и, соответственно, больше величина налога. Так, с каждого миллиона рублей выданной зарплаты теперь придется платить 340 000 рублей. Еще год назад предприниматель с «упрощенкой» заплатил бы 140 тысяч, с «традиционкой» – 260 тысяч. Это значит, что многим бизнесменам придется платить в три раза больше.
Участники митинга в Перми прогнозируют, что теперь будет массово расти количество неофициально выданных зарплат, сокращаться количество частных предприятий, как следствие – упадок малого бизнеса и рост безработицы.
– На мой взгляд, власти не заинтересованы в процветании предпринимательства. Высокопоставленные лица стремятся национализировать предприятия и назначить их руководителями родственников и друзей. Сильный бизнес никому не нужен. Согласитесь, гораздо проще купить завод, владельцы которого обанкротились, чем завод, чьи хозяева процветают. Предпринимателей истребляют как класс. Мы слишком смело мыслим и не вписываемся в представление власти об абсолютно послушных гражданах, – считает индивидуальный предприниматель Валентин Мурзаев.
Точку зрения Мурзаева поддерживают председатель совета регионального отделения общероссийского общественного движения «Развитие предпринимательства» Александр Денисов, председатель наблюдательного совета «Гильдии управляющих компаний» Алексей Грибанов, председатель пермского краевого молодежного объединения партии «Яблоко» Антон Шарков и… группа бабушек-«справедливороссок». К сожалению, представителей бизнеса среди митингующих было меньше, чем поддерживающих их пожилых женщин в яркой партийной спецодежде (о том, что объединило либералов «яблочников» и социалистов «эсеров», остается только догадываться…). По какой причине предприниматели не желают бороться за собственное благополучие, не совсем понятно. Но те, кто пришел, достоин уважения.