Нам здесь жить

Мирных путей разрешения конфликта в Верхней Курье не предвидится

  Сегодня заканчивается перемирие, о котором 23 мая на приеме у губернатора края Олега Чиркунова договорились жители Верхней Курьи и обладающее земельным участком в этом микрорайоне ООО «Стрит-Строй».  Перерыв в «военных действиях» потребовался для того, чтобы власти и правоохранительные органы успели разобраться в хитросплетениях многолетней проблемной истории. Итак, десять дней истекли…

 
Мирных путей разрешения конфликта в Верхней Курье не предвидится
– В 2008 году жители обнаружили, что идет подготовка к застройке территории площадью 2,3 гектара. Участок обнесли забором, что вызвало справедливое негодование у всех верхнекурьинцев. Жители вышли на сход и решили, что лес не отдадут. Забор повалили и предупредили, что, если он появится вновь, его постигнет та же участь. Тогда же мы обнаружили, что этот участок в аренде. Удивительно, на каком основании, и для каких целей кусок леса, служащий местом отдыха не только для жителей нашего микрорайона, но и для других пермяков, мог быть отдан в аренду. Тогда, в 2008 году, мы обратились в городскую, краевую и генеральную прокуратуры, в милицию, городскую Думу, к мэру, губернатору, в администрацию президента. Администрация президента и генпрокуратура передали все на городской уровень. Прокуратурой тогда был обнаружен состав преступления, – рассказывает предысторию нынешнего этапа борьбы за лес председатель Совета территориального общественного самоуправления «Верхняя Курья», жительница микрорайона Елена Дубровина.
 
Для того чтобы понять, какое именно преступление было выявлено прокуратурой, необходимо знать о том, как использовался спорный участок земли в прошлом. Изначально он был запланирован как территория для бурения скважин для получения воды и строительства общественной бани. 
 
В 1958–1959 годах лесозавод «Пермлесдрев», находящийся на территории микрорайона, решил построить баню для населения. Для нее необходима была скважина и накопительная емкость для сброса вод. Под эти нужды «Пермлесдреву» выделили территорию площадью 2,3 гектара. Планировалось, что на ней будут пробурены три скважины, организована емкость и построено здание бани. В итоге сделали только одну скважину.
 
– Здание бани представляло собой деревянную избушку, но помывочная пользовалась спросом у населения. Выделенные два с лишним гектара лесозаводом практически не использовались. Был огорожен только небольшой участок примерно десять на десять метров, где находилось имущество завода. В начале девяностых баня стала обременительна для завода и ее закрыли. Через некоторое время сгорела постройка вокруг скважины, – вспоминает Елена. Чтобы оборудование не разворовали, администрация завода достала из скважины и вывезла насос, а саму скважину забетонировала. Таким образом, скважина была ликвидирована. Сейчас ее нет.
 
Под три скважины и санитарную зону выделили. Но в итоге построили всего одну скважину и накопитель для сброса вод. Необходимость в огромной территории отпала. Никогда эта земля у лесозавода в аренде не была. Администрация завода построила деревянное здание бани, обнесла его забором примерно десять на десять метров и остальную землю никак не использовала.
 
Вскоре лесозавод был приватизирован. При этом данная скважина в приватизацию не вошла. Приватизировали только скважину с башней, находящуюся на территории завода. Последний директор «Пермлесдрева» Виталий Долженков стал распродавать имущество, и в том числе продал скважину, расположенную на территории завода. Затем им были сделаны документы, по которым скважина на территории завода вдруг превратилась в ту, что находится в лесу.  То есть оказалась в собственности Долженкова. 
 
Следующий владелец запросил у администрации края в аренду землю для несуществующей скважины. Землю выделили – все те же 2,3 гектара.  
 
– На каком основании был отдан в аренду такой большой участок, мне не понятно. Складывается ощущение, что представители администрации даже не выезжали на место и не смотрели, есть ли здесь скважина и в каком состоянии она находится. Все сделано только с опорой на слова собственника, – считает председатель СТОС «Верхняя Курья». 
 
После предоставления в аренду земельного участка скважина вновь продается. Покупателем выступает уже известный нам Долженков. 
В 2008 году Виталий Долженков выступает уже не как директор лесозавода «Пермлесдрев», а как руководитель ООО «Источник» и заявляет, что из принадлежащей ему скважины будет добываться вода. 
 
– Мы сразу же стали бить на то, что территория здесь не промышленная, а рекреационная. К тому же были получены сведения о том, что «Источник» не ведет никакой финансовой деятельности. Тем не менее организация стала просить у земельного комитета этот участок в собственность. Земельный комитет отказал. Тогда «Источник» подал в суд и в судебном порядке администрацию города обязали отдать эти 2,3 гектара в собственность организации. 
 
Дальше Долженков стал просить сменить зону участка с рекреационной на разрешающую малоэтажное жилищное строительство. Добиться этого ему не удалось, и постепенно деятельность на участке затихла, забор был вывезен. Народ успокоился. Прокуратура тогда вынесла решение о том, что в действиях фигурирующих в истории лиц содержится состав преступления, и мы наивно полагали, что городская администрация города доведет дело до конца и отнимет участок, полученный таким путем, – говорит Дубровина.
 
Но 3 мая 2011 года верхнекурьинцы вновь обнаружили в лесу забор. Новые владельцы участка – ООО «СтритСтрой» – поставили там бытовку, стали укреплять столбы для забора. Стало известно, что вместо леса здесь хотят сделать коттеджный поселок. 
 
Народ столбы снес. Сначала один, потом второй раз. В обществе нарастало волнение и беспокойство. Население подало несколько жалоб и заявлений в различные инстанции. 
 
Главную борьбу с нелегальными застройщиками начал совет территориального общественного самоуправления «Верхняя Курья». 20 числа СТОС созвал общественность для того, чтобы рассказать о том, что он не бездействует, а работает в правовом поле и прикладывает все усилия, чтобы отстоять лес. Пока проходило собрание, другая часть жителей, не предупредив руководство СТОС, отправилась ломать забор. 
 
– По всей видимости, люди разуверились в том, что можно добиться справедливости, используя только законные меры, – предполагает активистка движения за верхнекурьинский лес. 
 
Сотрудники предприятия «Альфа», охраняющие объект, открыли стрельбу по направлявшимся в их сторону мужчинам. Один из мужчин Верхней Курьи был ранен в лицо газовым пистолетом. Второй раз стреляли в микрорайоне за Камой 22 мая. 
 
– В тот день мы не собирались. В 9 часов вечера неожиданно услышали выстрелы и побежали к лесу. Там вновь шла стрельба. Охранники отстреливались от ломающих забор мужчин. При этом пострадали трое. Полиция дежурит у обнесенного забором участка до сих пор, – продолжает Елена.
 
В понедельник женщины встречались с губернатором и генеральным директором «СтритСтроя». На встрече было заключено перемирие на десять дней: «СтритСтрой» не строит, народ туда не идет.
 
Во вторник Елена снова собрала людей, объяснила, что договорились о перемирии. По словам полиции, в период с 23 мая по 1 июня стычек между жителями и сотрудниками охранного предприятия действительно не было.
 
Нечасто встретишь людей, искренне любящих свой микрорайон, радеющих за него. Жители Верхней Курьи одни из таких. Они довольны местом, в котором живут. Единственный «минус» микрорайона – отсутствие мест для развлечений. Раньше все мероприятия проводились в местной школе и в лесу. Теперь в школе ремонт, лес обнесен забором. Пойти здесь попросту некуда. Чтобы у детей Курьи было, где поиграть в футбол, их родители пойдут на все. Они решили здесь ЖИТЬ. 
 
– Смириться с произволом нельзя. Все, что мы видим, – это невыполнение властью своих обязанностей то ли по причине коррумпированности, то ли по причине лени. Народ стучится во все двери, говорит, что есть факт воровства у государства крупного участка земли, а власти это не интересно. Нам то присылают отписки, то говорят, что этим должен заниматься другой орган. Становится грустно, что мы живем в такой стране. Люди все это знают и видят, они не хотят так жить. 22 мая я был случайным свидетелем конфликта. Люди стояли у забора. Конечно, трясли его, но на территорию проникнуть не пытались. Я убежден, что это не повод стрелять. У нас не военное время, а на улицах раздаются выстрелы, лежит колючая проволока, бегают испуганные дети. Куда это годно? – говорит житель Верхней Курьи Василий.
 
 Жители Верхней Курьи надеются, что по истечении 10 днейчто-то решится и власть обратит достойное внимание на их проблему.
– Если этого не произойдет – я не могу сказать, что будет дальше. Я могу гарантировать, что инициативная группа никуда не пойдет, но за всех жителей поручиться не могу, – разводит руками Елена.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру